Когда КГБ пугает «дохлыми крысами», не каждый изъявит желание беседовать с госбезопасностью
Экс-чекист дает советы, как вести себя, если вызывают на «беседу» в КГБ
16:45, 30 Марта | Пресс-служба ОГП
В последнее время КГБ практикует своеобразный вид общения с гражданами. Представителей общественных организаций, партий, да и просто активных людей вызванивают по телефону и приглашают прийти в чекистское ведомство. Цель встречи определяют предельно просто - «побеседовать». Разговор, как правило, сводится к выпытыванию у интервьюируемых сведений о себе и своей деятельности.
Что делать в случаях, когда КГБ вызывает к себе на «беседу»? На этот вопрос отвечает экс-сотрудник КГБ Валерий Костко.
В КГБ должны приглашать официально
- По поводу приглашений в КГБ хочу сказать, что ко мне тоже обращаются жители нашего района, молодые парни. Их приглашают в жодинский отдел Комитета госбезопасности на «беседу».
Все действия сотрудников органов госбезопасности должны лежать в рамках закона. Если гражданин приглашается в КГБ, для этого должно быть официальное приглашение в виде повестки. Причем, в ней должно указываться - кто, когда, куда, по какому вопросу и в качестве кого приглашается.
Беседа - это не нормативно процессуальная форма. Беседа не определена нормативными актами как обязанность гражданина явиться в КГБ. У человека может отсутствовать желание беседовать с сотрудниками госбезопасности. Тем более, когда они пугают «дохлыми крысами» не только Беларусь, но и весь мир, то не каждый изъявит желание беседовать на какие-то темы с госбезопасностью. Беседовать можно с другом в кафе за чашкой пива или рюмочкой чая. А в КГБ должны приглашать официально, то есть повесткой.
Конституция Республики Беларусь, в частности, статья 27, предусматривает, что никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи и близких родственников. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы. И когда в КГБ просят рассказать человека об участии или неучастии в чем-то его или его родственников, любой гражданин имеет право на эти вопросы вообще не давать никаких пояснений. И этим он не нарушает закон. То есть не несет никакой юридической ответственности за то, что не дает показаний против себя или своих родственников.
В КГБ - с родственниками и адвокатом
- В этой ситуации следует обратить внимание на статью 162 Конституции Республики Беларусь. Выше Основного закона, то есть Конституции, у нас в стране нет других законов, которые могли бы изменять, отменять или дополнять нормы Конституции. Так вот, статья 162 Конституции гласит, что каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления защиты прав и свобод. В том числе пользоваться, подчеркиваю, в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей. Очень важной является последняя часть этой статьи - противодействие оказанию правовой помощи в Республике Беларусь запрещается.
Следовательно, если гражданин, который вызывается в органы госбезопасности, требует адвоката или иных представителей, и ему в этом отказывают, он имеет право не давать никаких показаний. Иногда в органах лукавят и говорят, что другие представители допускаются только для несовершеннолетних. Вот как раз конституция не определяет представителей для совершеннолетних или несовершеннолетних. Каждый гражданин имеет право использовать это положение закона.
Поэтому когда в органы госбезопасности или МВД приглашают человека, он имеет право прибыть туда со своим представителем. А ими могут быть ближайшие родственники - отец, мать, сестра, брат, а также другие лица, которые могут оказать юридическую помощь. Или же адвокат. Для того, чтобы в отношении гражданина не было совершено провокационных действий, не было фактов запугивания и угроз, шантажа. Когда есть свидетель, это сделать гораздо сложнее.
Если государство не регистрирует организацию, это проблема государства, а не организации
- По моей информации, в Комитет госбезопасности сейчас приглашается в основном молодежь. В КГБ пытаются собрать информацию в отношении руководителей и организаций, которые не зарегистрированы. Но я хотел бы сказать, что незарегистрированная организация - это еще не факт того, что это есть какое-то серьезное нарушение. Потому что статья 36 Конституции гарантирует каждому гражданину право на свободу объединений.
И если государство по каким-то причинам, я имею в виду необъективным, не регистрирует организацию, это проблема государства, а не организации. Государство не имеет право отказывать в регистрации и тому же Молодому фронту, и «Зубру». Поскольку в своей уставной деятельности они не декларируют действий, которые направлены на насилие и террор.
По моей информации людям, которых вызывают в органы, начинают давать подписывать какие-то обязательства о неразглашении сведений, об ответственности за дачу ложных показаний.
За дачу ложных показаний человек предупреждается, когда проводятся процессуальные действия, предусмотренные законом. То есть в рамках уголовного кодекса проводится расследование по нарушениям закона. И тогда составляется протокол. Вот в протоколе указывается о предупреждении за дачу ложных показаний.
Но если протокол не составляется, если уголовного дела не существует, то все эти подписки являются фикцией. Они никакой юридической силы не имеют и нигде в вину гражданину, вызванному в КГБ, не могут быть предъявлены. Это больше момент психологического устрашения.
Сухоренко ответит за «дохлых крыс»
- Меня несколько удивляет позиция председателя КГБ Сухоренко, который до выборов пугал людей «дохлыми крысами» и лагерями по подготовке террористов. Пугал, что протестный выход людей на площадь есть уже состав преступления - не иначе как терроризм. И за это предусмотрена чуть ли не смертная казнь.
Заявления Сухоренко - или его некомпетенция, или просто непонимание, что он делает. Это не функция КГБ выступать пугалом для своего народа и пытаться запугивать. Хотя всем нормальным людям, и даже не юристам, понятно, что митинг протеста не есть террористический акт. И даже хулиганские действия, если бы они были со стороны протестующих, не есть компетенция органов государственной безопасности.
Это компетенция Министерства внутренних дел и прокуратуры. И КГБ, получается, влазит не в свою сферу и занимается не своими делами. У него есть более серьезные задачи, и он должен руководствоваться теми функциями, которые возложены на КГБ. Это особо опасные и иные государственные преступления. Митинги протеста, несогласие людей, которые не поддерживают курс власти, которые не согласны с результатами выборов и у них есть претензии к законности этой процедуры, - это никакой не терроризм, и это не есть компетенция КГБ.
В худшей чекистской традиции Сухоренко пытается и после выборов направить сотрудников КГБ на неправильные действия, за которые рано или поздно ведь все равно придется отвечать. Раз КГБ этим занимается, он базируется на генах страха 37-50 годов, когда от одного слова «КГБ» у кого-то подкашивались ноги и кто-то падал в обморок. Но за последние 12 лет, если учитывать, что в среднем в Беларуси умирает 250 тысяч жителей, то те три миллиона, которые еще помнят 37 год, в основном все ушли. И этот ген ушел вместе с ними.
Поэтому напрасные попытки КГБ кого-то пугать. Надо не пугать, а действовать в рамках закона. КГБ должен войти в нормальное правовое поле и заниматься своими делами. И тогда и граждане будут уважительно относиться к КГБ и помогать, и КГБ будет выполнять свою задачу.
Справка ОГП:
Валерий Костко уволился в 1993 году с должности старшего юрисконсульта зампреда КГБ (начальника военной контрразведки). После этого работал управляющим делами молодечненского горисполкома при Геннадии Дмитриевиче Карпенко. Возглавлял его избирательный штаб, затем работал помощником зампреда Верховного Совета.
Оригинал здесь:
http://www.ucpb.org/?lang=rus&open=9164