картинка взята с сайта sdnnet.ruНедавно посмотрел новый Стартрек "Бесконечность". Это звездная сага о приключениях исследователей космических миров. Мало того что сам стартрек, я так думаю, имет корнями вселенную
И.Ефремова, так еще и убивание постмодернисткими способами сильных героев, на которых хочется ровняться - как будто воздушный шарик иголкой проткнули.
Немного истории
Начало эпопеи было положено Джином Родденбери в 1964 году - это был научно-фантастический телесериал, сюжет которого сосредоточен на пятилетней научно-исследовательской миссии экипажа корабля «Энтерпрайз» NCC-1701, который изучает неизведанные уголки «Млечного пути» во второй половине XXIII столетия. [
Wiki]
С 2009 года Голливуд перезапустил сагу и до настоящего времени успел выдать уже три фильма. Хочется сказать, что степень продуманности от фильма к фильму резко падала:
к Стартреку (2009) претензий нет - пересмотрел дважды, Возмездие (2013) - уже было достаточно халтуры и в Бесконечности (2016) - пришло разочарование (красным флажком было убийство образа доблестного пилота-рулевого через намек на его причастность к однополой семье)
взято на сайте geekcity.ruТеперь немного в целом о Стартреке.
В 1967 году в СССР, киностудия Давженко выпустила фильм "Туманномть Андромеды", снятый по одноименному роману Ивана Ефремова. Фильм приоткрывает нам образ коммунистического будущего человечества, которое уже вошло в контакт с другими цивилизациями Млечного пути, при помощи связи по
Великому кольцу, и совершает звездные экспедиции к по галактике.
Я все думал: как повезло американцам - застолбили космическую тему раньше нас, а потом оказалось, что роман Ефремова был издан в 1957 году, когда еще никаких стартреков и в помине не было, а гражданин Родденбери строчил сценарии для сериалов про полицейских и детективов.
В процессе чтения
романа "Туманности Андромеды" все начало вставать на свои места: сама тема звездных экспедиций, как способ исследования галактики и получения новых знаний о звездных системах, туманностях и планетах, субсветовые двигатели, планетарные катастрофы, опасность не возврата из глубин космоса, высокие человеческие качества героев и многое другое было, по видимому, взято в стартрек из вселенной Ефремова. Потому что так похоже проработаны миры могут быть в том случае, если кто-то у кого-то подглядел.
Меня всегда интересовало, а как в мире будущего пришли люди к такому объединению на планете? Из сериала и ряда полнометражных фильмов Стартрек трудно понять какой строй привел землян к такому единению, что аж дружно стали летать в космос, хотя у Ефремова этот строй конечно коммунистический. В романах советского автора подчеркивается важность истории - она в будущем является главной из наук, также акцентируется внимание на воспитании подрастающего поколения, так называемые испытания Геркулеса, которые заключаются во взятии на себя выпускниками
третей ступени обучения на выбор задач уровня взрослого землянина (восстановление элементов ушедшей культуры по малым ее останкам, защита океанических гаваней от хищных зверей, патрулирование острова Блаженных и т.д.). Кстати, в связи с высоким уровнем медицины и здоровым психологическим и творческим климатом жить люди стали в среднем около 130 лет.
путь экипажа корабля Тантра, героев романа Туманность Андромеды
Сравнивая со стартреком можно видеть следующее, на фанатских сайтах предыстория саги такова:
"Пережив Третью Мировую войну, человечество эволюционировало (в моральном плане), объединилось и начало осваивать космос: "Смело идти туда, куда не ступала нога человека". Войны и распри между людьми прекратились, деньги и атрибуты богатства наконец канули в лета, и все потребности были удовлетворены. Попав в космос, совершив технический прорыв (разработав двигатели космических кораблей на антиматерии) люди стали исследователями, и в последствии заняли ключевую роль во вселенной, образовав Объединённую Федерацию Планет во главе с Землёй. Несмотря на мирную обстановку внутри самой Федерации, по сюжету фильмов и сериалов, случались политические раздоры и даже войны с другими расами.”
То есть в стартрек не называют какой социальный строй имеет человечество - перепрыгивают на технические подробности, качества персонажей и ситуации, в которых они оказываются, а основу, на которой все это могло произрасти, оттеняют. Главные оппоненты во вселенной стартрек - это враждебные цивилизации и заговорщики, во вселенной Ефремова - это незнание, неразвитие и энтропия.
Ефремов подробно и с разных ракурсов описывает историю перехода человечества к возможности межзвездных полетов за счет развития человека.
Вы можете возразить, что сравнивать две этих вселенные не корректно, хотя бы по причине того, что сценарий сериала обязательно проиграет роману и кроме того видны технические отличия: во вселенной Ефремова времен “Туманности Андромеды” не было варп-двигателей, позволяющих прошивать пространство со сверхсветовой скоростью, однако, в его же романе
“Сердце змеи” (1958) все эти интересности уже имеются и суть не в них, хотя технические тонкости из будущего дают пищу для ума инженеров и физиков.
Суть в том, что:
1) Ефремов был одним из серъезных ученых и философов, который создал образ будущего, и акцентировал его не на технике, а на пути развития человека и его способностей.
2) Ефремов главной целью человечества ставил спасение и самого человека, и других миров.
В итоге получается, что возможно прямо, а может и косвенно романы И. Ефремова вдохновили американцев на целую звездную сагу. Значит, как минимум, на систему и мир Ефремова стоит обратить внимание.