"Мадонны чистый образец..."
"О, любовь... Ты мать радости, мать мира! - восклицает Рафаэль. - Очисти лучами наши очи, чтобы узрели они невидимое..."
Рафаэля именовали мастером мадонн. Его изображения мадонн - песнь песней материнству; земным, добрым и счастливым матерям, исполненным естественной торжественности и возвышающей значительности. Мы знаем - одну из мадонн он рисовал с крестьянки, встреченной на улице; другую - со своей любимой.
Флорентийские мадонны Рафаэля - это прекрасные, миловидные, трогательные и чарующие юные матери. Мадонны, созданные им в Риме, т. е. в период полной художественной зрелости, приобретают иные черты. Это уже владычицы, богини добра и красоты, властные своей женственностью, облагораживающие мир, смягчающие человеческие сердца и сулящие миру ту одухотворенную гармонию, которую они собой выражают:
- "Мадонна Колонна" (ок. 1508, Берлин, Государственный музей),
- "Мадонна Альдобрандини" (ок. 1508-1510, Лондон, Национальная галерея),
- "Мадонна Лорета", или "Мадонна дель Вело", "Мадонна вуали" (1509-1510. Шантийи, Музей Конде),
- "Мадонна дель Фолиньо" (1511-1512, Рим, Ватиканская пинакотека),
- "Мадонна в кресле" (ок. 1513-1515, Флоренция, галерея Питти),
- "Мадонна в короне" (1510-1517, Париж, Лувр),
- "Мадонна Альба" (1510-1511, Национальная галерея, Вашингтон),
- "Мадонна дель Импанната" (1514, Флоренция, галерея Питти),
- "Сикстинская Мадонна" (1515-1519, Картинная галерея, Дрезден)
Флорентийские Мадонны
Во время пребывание Рафаэля во Флоренции, наиболее «рафаэлевская» сфера творчества художника переживает самые глубокие сдвиги. Мадонны Рафаэля взрослеют, становятся содержательнее, наполняются совершенно новыми силами по-человечески сложной духовной жизни, которая была вовсе неведома его ранним, перуджинским мадоннам.
Многие из наиболее известных полотен Рафаэля с изображением Мадонны с младенцем относятся именно к этому периоду,
Содержанием его искусства остается лирическая тема светлой материнской любви, которой Рафаэль придает особую значительность. Она получает более зрелое выражение в картинах, написанных примерно в те же годы - 1504-1506
- "Мадонна дель Грандука"(1504, Флоренция, галерея Питти),
- "Мадонна Конестабиле" (1504, Эрмитаж, Санкт-Петербург)
- "Малая мадонна Каупера" (1504-1505, Национальная галерея, Вашингтон)
- "Мадонна Террануова" (1504-1505, Государственный музей, Берлин)
- "Мадонна на лугу", или "Мадонна в зелени", или "Мадонна на Бельведер", или "Мадонна дель Прато" (1506, Художественно-исторический музей, Вена), предназначалась Таддео Таддеи, близкому другу художника, который, по словам Вазари, "всегда хотел видеть его в своем доме и за своим столом",
1507-1508
- "Мадонна со щегленком", или "Мадонна дель Карделлино" (1507, Флоренция, Уффици), предназначалась Лоренцо Нази,
- "Прекрасная садовница", или "Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем" (1507-1508, Париж, Лувр), предназначалась, вероятно, сиенцу Филиппо Сергарди,
- "Мадона Бальдаччино", или "Мадонна под балдахином", (1507-1508, Палаццо Питти, Флоренция)
менее известные:
- "Большая Мадонна Каупера" (1508, Национальная галерея, Вашингтон)
- "Мадонна Темпи" (1507-1508, Старая пинакотека, Мюнхен),
- "Мадонна Эстерхази", или "Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем"(1508, Музей изобразительных искусств, Будапешт),
- "Бриджуотерская Мадонна",
- "Мадонна с безбородым Иосифом" (Эрмитаж)
А. Бенуа определил эти вариации как "чарующие живописные сонеты". Все они возвышают и идеализируют человека, воспевают красоту, гармонию и изящество. Они отмеченные новыми, более сложными композиционными исканиями и высоким мастерством, идущим от четкой живописной традиции флорентийской школы. В их прекрасных образах вылилась душа молодого Рафаэля.
Плавность линий, ясность колористических отношений, четкость композиционных решений, естественность поз и жестов, красота идеального лица Мадонны подчеркивают возвышенную поэтичность этих картин.
'Святое семейство' Каниджани. Святое семейство со св. Елизаветой и Иоанном Крестителем, 1508
Святое семейство, или Большое святое семейство Франциска I
Раннее творчество Рафаэля, Умбрийский период.
Мадонна с Младенцем и святыми, ок. 1502
Мадонна Солли
Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем или Мадонна Диоталеви,ок. 1503
Мадонна с Младенцем или Мадонна Пассадена, ок. 1503
Алтарь капеллы Ансидеи или Мадонна на троне, Мария с Младенцем, с Иоанном Крестителем и св. Николаем, 1505
Алтарь семейства Колонна. Мария на троне с Младенцем и Иоанном Крестителем в окружении святых.
Справа: Апостол Павел и св. Маргарита
Слева: Апостол Петр и св. Екатерина Александрийская