Фридрих Кулау. Фортепианный концерт

Jan 19, 2014 14:59


В наше время имя и творчество Фридриха Кулау (1786-1832) находится в тени его великих современников - Бетховена, Вебера, Шуберта. Однако в XIX веке он был очень популярен. Его оперы «Разбойничий притон», «Лулу», зингшпиль «Холм эльфов» собирали аншлаги каждый год в Датском Королевском театре. На темы Кулау писали сочинения его современники - Л. Шпор, А. Фюрстенау, П. Камю. И. Брамс великолепно интерпретировал на фортепиано музыку из оперы Кулау «Лулу» и признавался, что с удовольствием освоил бы и игру на флейте, чтобы исполнять флейтовые сонаты Кулау. Теобальд Бём для демонстрации возможностей своей новой конической флейты выбрал не что иное, как его музыкально-виртуозную «Фантазию ор. 38 для флейты-соло» . Бетховен также высоко ценил творчество Кулау, и подарил ему на память о легендарной встрече в Вене в 1825 году литографию с собственным изображением и собственным посвящением: «Моему другу Кулау от Л. в. Бетховена».
Сегодня Фридрих Кулау известен в первую очередь как автор фортепианных сонатин для детей.



Вместе с тем его музыкальное наследие огромно: оперы, фортепианный концерт, концертино, флейтовые, скрипичные, фортепианные сонаты, сонатины, вальсы, рондо, вариации, фантазии, дивертисменты, танцы, песни, различного состава дуэты, трио, квартеты, квинтеты, музыка к театральным постановкам. Время жизни Кулау «политически» ограничено двумя французскими революциями (1789 и 1830 гг.) и делится Венским конгрессом 1815 года на две половины: время покорения Европы Наполеоном и время общественно-доминирующего положения Вены. Эти события ярко отразились на судьбе композитора: в 1810 году он эмигрировал из Германии в Данию, а посещение Вены в 1821 и 1825 годах существенным образом повлияло на его творчество.



Датский Королевский театр

Годы жизни Фридриха Кулау в Дании (1810-1832) пришлись на особый этап в развитии страны, который называют «Золотым веком» Дании (1800-1850). Небольшое государство не обладало сильной экономикой и промышленностью, однако культурное развитие было на взлете. Парадоксально, но факт: в стране, находящейся на грани банкротства, в 1814 году был издан закон, который делал минимум семилетнее начальное образование неотъемлемым правом всех датских детей. Король Дании Фридрих VI покровительствовал театральной, музыкальной и литературной жизни Копенгагена.
Концертная жизнь Кулау в Копенгагене началась 23 января 1811 года с исполнения им собственного фортепианного концерта ор. 7, который прозвучит и сегодня.

Концерт для фортепиано с оркестром До-мажор

image Click to view



Исполняют: Pianist: Amalie Malling
Orchestra: The Danish National Radio Symphony Orchestra
Conductor: Michael Schønwandt

Несмотря на большой успех, Кулау так и не получил места в театре. Только через год он был назначен королевской резолюцией придворным музыкантом, но пока без жалованья. В столь стесненных финансовых обстоятельствах он пребывал вплоть до 1818 года, зарабатывая на жизнь концертами в домах богатых людей, частными уроками по фортепиано и вокалу, публикацией своих работ.
Последние годы жизни Кулау провел в деревне Лингби возле Копенгагена. Поэт Кристиан Винтер (1796-1876) оставил воспоминания о композиторе: «Я посещаю Кулау каждый день, мы говорим о музыке, курим табак и пьем горячий грог. Это действительно великолепный человек».
Сохранившиеся письма Кулау характеризуют его как культурного человека с огромным кругом друзей и знакомых. Кулау слыл скромным, несколько застенчивым человеком. Также сдержанно он относился и к собственной музыке, никогда не «продвигал» и не рекламировал ее. Вряд ли он думал, что войдет в историю как датский классик, чье дело продолжили следующие поколения скандинавских композиторов - Нильс Гаде, Эдвард Григ, Йохан Свенсен, Карл Нильсен.
Из журнала "Музыкальная жизнь" № 7-8, 2011


Кулау, концерт для фортепиано с оркестром, композиторы

Previous post Next post
Up