Наконец я дождалась, когда запись этого концерта появится на YouTube. Правда, пока это только одна часть - III - Rondo Allegretto в исполнении замечательного молодого, но уже всемирно известного скрипача Юрия Ревича.
Концерт для скрипки с оркестром № 3 ре минор, Op. 46
Click to view
Андреас Якоб Ромберг (27 апреля 1767 - 10 ноября 1821) - немецкий скрипач и композитор.
Андреас Ромберг родился в Фехте, в Герцогстве Ольденбург - государстве, существовавшем на территории современной Германии в конце XVIII - начале XIX веков. Он учился игре на скрипке у своего отца, дирижера и прекрасного кларнетиста Герхарда Генриха Ромберга и впервые выступил на публике в возрасте шести лет.
Андреас Ромберг играл в Мюнстерском придворном оркестре. Виолончелист и композитор Бернхард Ромберг был его двоюродным братом. Вместе они путешествовали по Германии и Италии.
Андреас присоединился к придворному оркестру курфюрста в Бонне (под руководством капельмейстера, итальянца Андреа Лукези, предполагаемого учителя юного Бетховена) в 1790 году, где он и познакомился с молодым Бетховеном. Он переехал в Гамбург в 1793 году из-за потрясений военного времени и поступил в оркестр Гамбургской оперы. Здесь в 1794 году состоялась премьера его первой оперы «Der Rabe» и была написана большая часть его сочинений.
Проведя некоторое время в Париже, где в 1800 г. была поставлена его опера «Don Mendoze», Андреас поселился в Гамбурге, где он стал центральной фигурой в музыкальной жизни города. Он скончался 10 ноября 1821 в Готе, где занимал до самой смерти место капельмейстера.
Увертюра к опере «Don Mendoze»
Click to view
Как композитор, Ромберг пробовал свои силы в разных жанрах. Он писал симфонии, квартеты, концерты, оперы и другие вокальные произведения. Как исполнитель, Ромберг имел такие достоинства, что публика ставила его в один ряд с лучшими артистами, как например, Роде. Одним из его недостатков была холодность в игре. В своей автобиографии композитор Луи Шпор говорит о Ромберге: "Общение с А.Ромбергом, образованным и мыслящим музыкантом, доставляло мне много наслаждений. Но я всё-таки находил что он свои композиции исполняет ужасно холодно и сухо, как будто не чувствуя красот, которые в них заключаются! Он играл много своих квартетов, которые дороги для меня, потому что я их часто слушал от других и сам играл, но душа, которая так ясна в них для всех скрипачей, каких я только ни слышал, для него самого остаётся совершенно чуждой и нисколько не выражается в его исполнении".
Квинтет для флейты и струнных op.41 № 1 ми минор
Click to view
I: Allegro 00:00
II: Menuett: Allegretto moderato 11:20
III: Larghetto 16:47
IV: Finale: Allegretto vivace 21:28
*****
Квинтет для флейты и струнных op.41 № 3 фа мажор
Click to view
Click to view
I. Allegro
II. Adagio: Andante grazioso
III. Minuetto: Allegretto
IV. Vivace
Отдельно среди восьми квинтетов Андреаса Ромберга стоит Опус 41, состоящий из трёх блестяще разработанных и выразительных четырёхчастных композиций. В этих квинтетах чувствуется свежесть его музыкального языка с использованием танцевальных тем и вариаций на известные мелодии. В квинтетах для флейты и струнных Опуса 41 превосходная музыка, созданная в классическом стиле, но уже начавшая своё развитие в направлении романтизма.
Соната для скрипки и фортепиано си-бемоль мажор
Click to view
0:00 Allegro non molto
7:52 Larghetto cantabile 'There's cauld kail in Aberdeen'
11:09 Allegretto 'Down the burn, and thro' the mead'
Эта соната - вторая из трёх сонат, составляющих опус 9. Части вторая и третья основаны на шотландских народных мелодиях. Заимствование шотландской народной музыки было очень популярно в конце 18-го начале 19-го веков, включая произведения Гайдна и Бетховена.