Мелодии новогодней недели (музыкальный календарь)

Jan 01, 2019 16:30





2 января родился Ми́лий Алексе́евич Бала́кирев (21 декабря 1836 [2 января 1837], Нижний Новгород - 16 [29] мая 1910, Санкт-Петербург) - русский композитор, пианист, дирижёр. Систематического музыкального образования не получил. Углубленные самостоятельные занятия способствовали развитию незаурядного дарования Балакирева. Встреча с М. И. Глинкой сыграла большую роль в его творческой биографии; заветам основоположника русской классической музыки он остался верен до конца жизни. Балакирев - организатор и глава содружества молодых композиторов, вошедшего в историю под названием “Могучей кучки” (или “Балакиревского кружка”). Большое общественное значение имела его деятельность как создателя и руководителя Бесплатной музыкальной школы, дирижера ее симфонических концертов, а также управляющего Придворной певческой капеллой. Он оказал сильное влияние на развитие творчества М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, Ц. А. Кюи и др. Музыкальное наследие композитора значительно: 2 симфонии, симфонические поэмы “Русь”, “В Чехии”, “Тамара”, Увертюра на три русские темы, музыка к трагедии Шекспира “Король Лир”, 2 концерта для фп. с орк., симфонические сюиты, увертюры, марши, фантазия для фп. “Исламей”, пьесы для фп., романсы, хоры, 2 сборника русских народных песен и др. В историю русской музыкальной культуры Балакирев вошел как создатель глубоко народных произведений, блестящий пианист и дирижер, выдающийся организатор-просветитель и чуткий воспитатель молодых композиторов.

Симфоническая поэма "Русь"

image Click to view









3 января день памяти Бальдассаре Галуппи (итал. Baldassarre Galuppi, 18 октября 1706, Бурано, Венеция - 3 января 1785, Венеция) - итальянский композитор, по прозвищу Буранелло, автор многочисленных комических опер-буфф. Почти вся творческая жизнь маэстро была связана с Венецией: здесь он получил образование в консерватории, впоследствии стал её директором и руководителем хора, а позже получил должность капельмейстера собора Св. Марка - высший музыкальный пост в Венеции. С 1741 много путешествовал по Европе, в 1741-1743 работал в Лондоне. В 1765-1768, в период царствования Екатерины II, Галуппи был приглашен работать придворным капельмейстером и сочинителем музыки в Петербурге. Здесь он поставил оперы «Король-пастух», «Покинутая Дидона», «Ифигения в Тавриде», которая была написана специально для императорского двора. В этой опере наметились реформаторские тенденции поздней итальянской оперы-сериа (серьёзной оперы). Галуппи стал первым иностранцем, написавшим музыку на текст православного богослужения, и ввёл в него неизвестную ранее форму «концерта». За время службы в России композитор написал несколько кантат, духовных концертов и серенад. Затем вернулся в Венецию, где свои последние годы посвятил клавесинной музыке. Двадцать опер Буранелло написал на тексты знаменитого драматурга Карло Гольдони, который сказал как-то, что Галуппи «среди музыкантов то же, что Рафаэль среди художников». Композитору и Венеции посвящено стихотворение Роберта Браунинга «Токката Галуппи» (опубл.1855).

Соната До мажор - Adagio

image Click to view






4 января родился Джова́нни Батти́ста Перголе́зи (итал. Giovanni Battista Pergolesi; 4 января 1710, Йези - 16 марта 1736, Поццуоли) - итальянский композитор, скрипач и органист. Перголези является представителем Неаполитанской оперной школы и одним из самых ранних и важнейших композиторов оперы-буффа (комической оперы). Окончил консерваторию в Неаполе как композитор и скрипач. Руководил инструментальными и хоровыми капеллами. Им создано более 10 опер; среди них - “Служанка-госпожа” (1733), обессмертившая имя композитора и положившая начало жанру оперы-буффа . Классик итальянской комической оперы, Перголези создал несколько ораторий, кантат, концертов, месс и 30 струнных трио-сонат; в числе его сочинений “Stabat Mater” (для хора, солистов и струнного оркестра).

"Salve Regina"

image Click to view







4 января родился Йозеф Сук (чеш. Josef Suk; 4 января 1874 - 29 мая 1935) - чешский композитор и скрипач. Ученик и зять (муж дочери) Антонина Дворжака, дед скрипача Йозефа Сука. Окончил Пражскую консерваторию, наряду с классом композиции Антонина Дворжака - класс скрипки Антонина Бенневица. В 1891-1933 гг. играл вторую скрипку в составе знаменитого Чешского квартета. Автор симфонических и камерных произведений. Одно из самых масштабных сочинений - симфония № 2 «Азраил». В 1932 году за сочинение «В новую жизнь» композитор был удостоен серебряной медали в Конкурсе искусств на X Олимпийских играх в Лос-Анджелесе (номинация - музыка). Золотая медаль в этой номинации не была присуждена. 2 симфонии (1897, 1906), симфоническая поэма «Прага» (1904), фантазия для скрипки с оркестром (1903), фортепианные пьесы и др. Профессор Пражской консерватории (с 1922).

Серенада для струнного оркестра

image Click to view






4 января день памяти Алекса́ндра Ти́хоновича Гречани́нова (13 (25) октября 1864, Калуга - 3 января 1956, Нью-Йорк) - русский композитор-академист, ученик Римского-Корсакова, более всего известный своими хоровыми произведениями и обработками народных песен. В стилистическом отношении - поздний продолжатель национальной почвенной эстетики «Могучей кучки». Несколько лет учился в Московской консерватории (в классе фп. В. И. Сафонова, теории музыки А. С. Аренского); закончив Петербургскую консерваторию (класс композиции Н. А. Римского-Корсакова), преподавал в музыкальных школах, руководил детскими хорами. В 1903 г. в Большом театре была поставлена его первая опера “Добрыня Никитич” (с Ф. И. Шаляпиным в заглавной роли), впоследствии получившая известность. С 1925 г. жил за рубежом. В годы Великой Отечественной войны выразил свои патриотические чувства в симфонической поэме “К победе”, посвятив ее “героической Советской Армии”. Гречанинов - автор 6 симфоний (4-я посвящена памяти П. И. Чайковского), вокально-симфонических произведений, инструментальных ансамблей, сонат, пьес для фп. (в т. ч. сборников для детей), хоровых композиций, духовных сочинений, более 200 романсов и песен. Глубоко национальный колорит, классически ясная форма характерны для сочинений Гречанинова. Лучшее из созданного им - замечательные по мастерству хоры и циклы детских песен, проникновенные, выразительные романсы.

Херувимская песнь

image Click to view






5 января родился Арту́ро Бенеде́тти Микела́нджели ( Arturo Benedetti Michelangeli; 5 января 1920 - 12 июня 1995) - итальянский пианист. Наряду с Гульдом, Рихтером и Горовицем может быть причислен к числу самых выдающихся исполнителей классической фортепианной музыки в XX веке. Это относится как к высочайшему уровню виртуозной техники Микеланджели (за что на родине его прозвали вторым Ферруччо Бузони), так и к глубине его прочтения многих музыкальных произведений. Вместе с тем строгий моральный облик этого музыканта дал основание для того, чтобы о нем говорили как о пианисте-легенде. Начав заниматься музыкой с 5-летнего возраста, он в 14 лет окончил Миланскую консерваторию. В 1939 г. его выдающийся талант пианиста получил мировое признание: на Международном конкурсе исполнителей в Женеве Микеланджели занял 1-е место. Во время гастролей в нашей стране (1964) Микеланджели произвел неизгладимое впечатление чарующей игрой, завершенностью отделки всех деталей, безупречностью их звукового воплощения. “Его музыка напоминает мраморное изваяние, ослепительно совершенное, призванное стоять столетиями без изменения”, - писал Г. Г. Нейгауз

Роберт Шуман. Концерт для ф-но с оркестром ля минор. Allegro affettuoso

image Click to view






5 января родился Никола́й Ка́рлович Ме́тнер (24 декабря 1879 (5 января 1880), Москва ― 13 ноября 1951, Лондон) ― русский композитор и пианист. В 1900 окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано В. И. Сафонова (теоретические предметы изучал под руководством С. И. Танеева, А. С. Аренского). В 1909-10, 1915-21 профессор Московской консерватории (класс фортепиано). С 1921 жил в Германии, Франции, с 1936 - в Великобритании. Основная область творчества Метнера - камерная, прежде всего фортепианная, музыка. Он создал жанр сказки - небольшой фортепианной пьесы лирико-повествовательного характера. Для композиторского стиля М. характерны сосредоточенность мысли, склонность к интеллектуализму. Метнер был выдающимся исполнителем собственных произведений и интерпретатором классической музыки (в особенности Л. Бетховена). Для Метнера-пианиста типичны глубокое постижение авторского замысла, внешне сдержанная манера игры. Метнеру принадлежат 3 концерта для фортепиано с оркестром (1918, 1927, 1943), 14 фортепианных сонат, «Сказки» (10 циклов); произведения для скрипки и фортепиано, в том числе 3 сонаты; многочисленные циклы романсов (в т. ч. на слова А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева).

Соната-воспоминание ля минор, соч. 38 № 1

image Click to view






6 января родился Макс Христиан Фридрих Брух (нем. Max Christian Friedrich Bruch; 6 января 1838, Кёльн - 2 октября 1920, Фриденау (Берлин)) - немецкий композитор и дирижёр. Музыкальное дарование Бруха проявилось рано: в 14 лет он уже был автором симфонии, с успехом исполненной в Кёльне. Учился в Кёльнской консерватории. Работал дирижером в Кобленце, Берлине, Ливерпуле, почти 20 лет преподавал в Высшей школе музыки в Берлине. Творчество Бруха обычно относят к позднеромантической музыке - он был продолжателем традиций К. М. Вебера, Ф. Мендельсона, Ф. Листа. Среди его произведений наиболее известны опера “Лорелея” (1863), 1-й скрипичный концерт (всего им написано 3 скрипичных концерта), “Шотландская фантазия” и Романс для скрипки с оркестром.

Violin Concerto № 1 in G minor (1)

image Click to view







6 января родился Витторио Монти (итал. Vittorio Monti) - итальянский скрипач, композитор и дирижёр. (6 января 1868 - 20 июня 1922). Обучался в неаполитанской консерватории Сан-Пьетро-а-Майелла по классам скрипки Ф. Пинто (который был также учителем Франческо Паоло Тости) и композиции Паоло Серрао (нем.). В 1886 году перебрался в Париж, где совершенствовал своё исполнительское мастерство под руководством Камилло Сивори. Был принят в оркестре Ламурё и долгие годы был его концертмейстером. Помимо скрипки Монти играл также на мандолине и оставил учебник игры на этом инструменте. В 1900 году стал дирижёром в концертном зале «Париж-Концерт» (Paris-Concert). Среди произведений Монти были балеты, оперетты, инструментальные и вокальные пьесы. Однако своё время пережило лишь одно его сочинение - «Чардаш» (венг. Csárdás), небольшая (средняя длительность 4,5 минуты) салонная пьеса для скрипки или мандолины в сопровождении фортепиано, созданная на основе венгерских народных танцевальных мелодий.

Чардаш Монти

image Click to view






6 января родился Алекса́ндр Никола́евич Скря́бин (25 декабря 1871 (6 января 1872), Москва - 14 (27) апреля 1915, там же) - русский композитор и пианист. Его творчество принято рассматривать как стоящее совершенно особняком, хотя с точки зрения композиторской техники оно может быть сближено с Новой венской школой. Остро стоявшую перед композиторами того времени проблему «недостаточности», «узости» тональности Скрябин решает по-своему, усложняя до предела гармонию. Одновременно желаемой выразительности он добился, введя в музыку цвет, то есть впервые в истории использовал светомузыку. Окончил Московскую консерваторию, где его учителями были С. И. Танеев и А. С. Аренский (теория музыки и композиции), В. И. Сафонов (фп.). 5 лет он был профессором этой же консерватории по классу фп. Молодой музыкант быстро завоевал известность как пианист, успешно концертируя в России и за рубежом. Творческое наследие Скрябина составляет более 200 произведений. Особенно значителен вклад композитора в фортепианную литературу (10 сонат, 29 поэм, 90 прелюдий, 26 этюдов, мазурки, вальсы и др.). Скрябин - автор фортепианного концерта, 3 симфоний, знаменитой “Поэмы экстаза” (1907), “Поэмы огня” (“Прометей”; 1910). Музыка Скрябина отличается редким художественным своеобразием, глубиной мысли, охватывает широкий круг эмоций - от тонкого лиризма и задушевности до бурного драматизма и героического пафоса. “Невозможно равнодушно пройти мимо искусства Скрябина, невозможно не полюбить то прекрасное, что в нем заключено”, - писал замечательный музыкант Г. Г. Нейгауз, тонкий исполнитель и большой знаток творчества композитора.

Этюд до-диез минор,соч. 2№ 1

image Click to view






6 января день памяти Гео́ргия Васи́льевича Свири́дова (3 [16] декабря 1915, Фатеж, Курская губерния - 6 января 1998, Москва) - советский и российский композитор, пианист. Свои первые сочинения Свиридов написал ещё в 1935 году - ставший знаменитым цикл лирических романсов на слова Пушкина. Пока он учился в Ленинградской консерватории, с 1936 по 1941, Свиридов экспериментировал с разными жанрами и разными типами композиции. Он написал Концерт для фортепиано № 1 (1936-1939), Симфонию № 1 и камерную симфонию для струнных (1940). Стиль Свиридова значительно менялся на ранних этапах его творчества. Его ранние произведения были написаны в стиле классической, романтической музыки и были похожи на работы немецких романтиков. Позже многие сочинения Свиридова писались под влиянием его учителя Дмитрия Шостаковича, но также, например в Первой партите для фортепиано, заметно внимание композитора к музыкальному языку Пауля Хиндемита. Начиная с середины 1950-х годов, Свиридов обрел свой яркий самобытный стиль, и старался писать произведения, которые носили исключительно русский характер. Музыка Свиридова в России  пользовалась грандиозным успехом у критиков и слушателей за её простые, но тонкие по форме лирические мелодии, масштаб, мастерскую инструментовку и ярко выраженный, оснащенный мировым опытом национальный характер высказывания.  Творчество Свиридова сочетает в себе новизну, самобытность музыкального языка, отточенность, изысканную простоту, глубокую духовность и выразительность.

Уральский напев

image Click to view







музыкальный календарь, #музыкальный_календарь

Previous post Next post
Up