Пифагор и его время. Учителя Пифагора

Dec 04, 2018 17:20


Возвращаюсь к своей давней и излюбленной теме: Пифагор и его время. Сегодня речь пойдёт об учителях Пифагора.

Отцом Пифагора был Мнесарх - резчик по драгоценным камням. Мнесарх, по словам Апулея, "славился среди мастеров своим искусством вырезать геммы, но стяжал скорее славу, чем богатство". Имя матери Пифагора не сохранилось. Некоторые называли её Пифаидой, дочерью рода Анкея - основателя Самоса.



Руины Самоса


Другие утверждали, будто бы это сам Мнесарх назвал жену Пифаидой, а сына - Пифагором в честь дельфийской прорицательницы Пифии. Сделал же так Мнесарх после того, как получил от Дельфийского оракула весть о том, что жена подарит ему необыкновенного сына.

По многим античным свидетельствам, родившийся мальчик был сказочно красив, а вскоре проявил и свои незаурядные способности. Среди учителей юного Пифагора традиция называет имена старца Гермодаманта и Ферекида Сиросского.

Гермодамант был потомком Креофилидов - рода эпических певцов на Самосе. Подобно роду Гомеридов с соседнего острова Хиоса Креофилиды странствовали по всей Элладе и под аккомпанемент кифары исполняли народные предания и поэмы Гомера. Эпические певцы - аэды и рапсоды - рассказывали о "деяниях мужей и богов", о силе и благородстве героев, о красоте, радости и любви. Но, чаруя слушателей прекрасными мелодиями, аэды были и воспитателями: их исполнения понимались как знания, полученные певцом от музы эпической поэзии Каллиопы.



Calliope, Muse of Epic Poetry - Charles Meynier
Целые дни проводил юный Пифагор у ног старца Гермодаманта, внимая мелодии кифары и гакзаметрам Гомера. Любовь к музыке и поэзии великого Гомера Пифагор сохранил на всю жизнь. И, будучи признанным мудрецом, окруженным толпой учеников, Пифагор начинал день с пения одной из песен Гомера:

Страшную брань меж троян и ахеян оставили боги;

Но свирепствовал бой, или здесь, или там по долине,

Воинств, один на других устремляющих медные копья,

Между брегов Симоиса и пышноструистого Ксанфа.

(Илиада, VI, 1)

Но музыка стала для Пифагора не только видом отдохновения и даже не средством вдохновения. Музыка стала и предметом научных изысканий, и именно в музыке Пифагор нашёл прямое доказательство своему знаменитому тезису: "всё есть число".

Ферекида Сиросского, ученика мудреца Питтака, самого часто причисляли к семёрке мудрецов. И как о всяком мудреце о нём рассказывали много удивительного. Будто однажды, прогуливаясь по Самосу, Ферекид увидел корабль под парусом и сказал, что сейчас он потонет, - и он потонул на глазах. Будто, отведав воды из колодца, он сказал, что на следующий день случится землетрясение, - и оно случилось. Ну, и так далее.

Но если отбросить легенды, то Ферекид был философом и вслед за Питтаком считался основателем италийской школы философии. Третьим в цепи италийских философов стал Пифагор. таким образом, если Гермодамант ввёл юного Пифагора в круг муз, то Ферекид обратил его ум к логосу. Ферекид направил взор Пифагора к природе и в ней одной советовал видеть своего первого и главного учителя.

У нас нет твёрдой уверенности в том, что именно Гермодамант и Ферекид были первыми учителями Пифагора. Но как бы то ни было, неугомонному воображению Пифагора очень скоро стало тесно на меленьком Самосе. Бродя по острову, юноше невольно выходил на скалистые оконечности мыса Трогилия, отстоящего в 40 стадиях от города Самоса, и сквозь тёплую дымку жадно вглядывался в синеву манящих очертаний. Только 7 стадий Самосского пролива отделяли остров от берегов Малой Азии.



Часами просиживал юный Пифагор на тёплых скалах мыса. К полудню этезии (дующие ежегодно с конца июня до середины октября северные ветры) достигали своей наибольшей силы. Лазурь моря наливалась чернотой и вздыбливалась крутыми волнами. Ветер срывал с их вершин серебряную пыль и бросал в лицо освежающие пригоршни. Волны неистово бросались на скалы и отступали, превратившись в шипящую, как молодое вино, пену. В эти минуты Пифагору казалось, что со священной горы Микале, вздымавшейся на том берегу, до него долетают праздничные песнопения в честь бога Посейдона, что он чувствует запах жертвенных костров, зажженных на том берегу, что он видит скачущие колесницы, в клубах пыли уносящие счастливых седоков в огромный неведомый мир.

Мудрый Ферекид понимал всё без слов. "Ты вырос из Самоса, - сказал он Пифагору однажды. - Отправляйся путешествовать - только так утолишь ты жажду познания. Помни: путешествия и память суть два средства, возвышающие человека и открывающие ему врата мудрости".

Между тем покровитель путников бог Гермес уже увлекал Пифагора в свои объятия. Шёл 550 год до н.э.

Но вернёмся к Ферекиду. Ферекид (Φερεκύδης) Сиросский (Сирский) (с острова Сирос) (VI век до н. э.) - древнегреческий космолог и мифограф, написавший «Теогонию» и «Космогонию». Современник Анаксимандра и так называемых «семи мудрецов», к числу которых некоторыми авторами причислялся.



Его родной остров - Сирос, близ Делоса - оба входящие в архипелаг Киклады. Сын Бабия, Ферекид родился около 45-й олимпиады и жил во времена лидийских царей Алиатта (600-560 годы до н. э.) и Крёза (560-545 годы до н. э.).
Такие авторы, как Климент Александрийский и Филон Библский, утверждают, что «Ферекид не получал наставлений в философии ни от какого учителя, но приобрел своё знание из тайных книг финикийцев». Утверждается, что затем он стал учеником Питтака и жил на Лесбосе. Также упоминается, что он путешествовал по Элладе и Египту.

Ферекид считается первым (самым древним) греческим прозаиком, он автор «Теогонии» - одного из первых прозаических сочинений греков. Также написал «Космогонию». В немецком «Словаре античности» он характеризуется как «автор космологических произведений с мифологической окраской, в основе которых лежала мысль о том, что мировое устройство является не чем иным, как следствием воздействия божественного на земное», согласно другому утверждению - «его мифология - плод сознательного мифотворчества». «Ферекид пользовался ионийским диалектом, писал в сказовом стиле, простыми, короткими предложениями, как об этом можно заключить на основе единственного большого фрагмента его произведения, обнаруженного на египетском папирусе», - отмечается в словаре «Античные писатели» (СПб., 1998). Ферекид признавал вечность начальной троицы богов: Заса (Зевса, эфирные выси неба), Хтонии (девичье имя Геи, подземные глубины) и Хроноса (время). Зас становится Зевсом в качестве жениха Хтонии, которая в качестве невесты Зевса приобретает имя Геи (отсюда другое название его труда - «Смешение богов»). Также Ферекид различал три элемента: огонь, воздух, воду - которые создал из своего семени Хронос, которые далее распадаются на пять частей (по Г. Гомперцу: пространства звёзд, солнца, луны, воздуха и моря), из которых возникают сверхъестественные существа («новое многочисленное поколение богов»). Структура его космогонии, согласно Дамаскию, обнаруживает сходство с космогонией Анаксимандра. Отмечают разницу его концепции с «Теогонией» Гесиода. Советский философский словарь отмечал, что его «мифотворческая традиция переплетается с научно-философской», по ЭСБЕ - он «стоит на границе между наивным миросозерцанием мифической мысли и первыми научными попытками древнейших греческих философов».

Ферекид выдвинул учение о метемпсихосе (превращениях душ). По свидетельству Цицерона: «Насколько известно из письменного предания, впервые сказал, что души людей вечны, Ферекид Сиросский». В связи с этим учением он воздерживался от мясной пищи.

Современники (особенно спартанцы) высоко чтили его за чистоту жизни; близ Магнезии в его честь был воздвигнут «ήρωον» («героическое» святилище).

Утверждается, что после смерти Питтака дядя Пифагора пригласил Ферекида переехать на Самос и стать учителем юноши.
Возможно, главная заслуга Ферекида - в том, что он первым стал толковать мифологию аллегорически.

Использованы материалы из книги А.В. Волошинова и Википедии

#Ферекид, Ферекид, Пифагор, Древняя Греция, #Пифагор, античная философия, Гермодамант, #Гермодамант

Previous post Next post
Up