Иван Грозный и музыка. Часть II

Oct 01, 2018 21:48


Стихиры Ивана Грозного торжественно монументальны, размеренны, строго унисонны, одноголосны, предназначены для мужского голоса. В них "опеваются", многократно повторяясь, отдельные звуки, создавая звуковую оправу для особенно значительных слов или фраз. Пение стихир - раздельноречное, в словах нет двух рядом стоящих согласных, между ними обязательно вставлен гласный звук: "венецы" вместо "венцы", "заступеника" вместо "заступника", "весехо" вместо "всех" и т.п. "Беды и скорби, печали и распутия, реки и пустыни, рати, и цари и князья" - вот темы, подвигнувшие автора на сочинение духовных стихов и музыки, молитвенно  звучащей о всей Руси, "благодарственной" радостью о ней.



В. М. Васнецов Царь Иван Грозный


Вторая стихира Ивана Грозного написана в честь праздника Сретения иконы Богоматери Владимирской. Событие это случилось в 1395 году, когда к стенам Москвы подошел Тимур (Тамерлан) с многочисленным войском. Положение Москвы казалось безнадёжным, но неожиданно Тимур повернул назад. В тот день, 26 августа, в Москву из Владимира была перенесена икона Богоматери Владимирской. Эта чудотворная икона считалась национальной святыней, и её перенос в Москву должен был подчеркнуть роль новой столицы как единственной законной наследницы и хранительницы всего духовного достояния русского народа. Великий князь Московский и Владимирский Василий Дмитриевич вышел с московским войском к Коломне навстречу врагу. Митрополит Киевский и всея Руси Киприан, возглавлявший Русскую Православную Церковь благословив в поход князя Василия, призвал москвичей к покаянию. Затем по Божественному вдохновению он отправил во Владимир посольство, состоявшее из священнослужителей и бояр, за величайшей святыней Руси - Владимирской иконой Божией Матери. Десять дней грандиозным крестным ходом несли икону в столицу. На протяжении всего пути икону окружала огромная масса людей, которые неустанно взывали: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!». Москва, во главе с митрополитом, семейством великого князя, духовенством и боярами, со слезами встречала икону Пресвятой Богородицы на Кучковом поле.  Тамерлан дошел до города Ельца и по не понятным для историков обстоятельствам дальше к Москве не пошел, хотя перед ним лежал почти беззащитный город. В счастливом избавлении москвичи увидели заступничество Богородицы, и 26 августа стало одним из дней празднования в честь иконы. В сущности, этот праздник имел не только церковное, но и политическое значение. Иван IV написал для стихиры такие слова: "Вострубите трубою песней во благонарочитом дни праздника нашего и тмы разрушение, и свету пришествие паче солнца восиявша".



Аполлинарий Михайлович Васнецов. Москва при Иване Грозном
Не так давно было установлено авторство Грозного для ещё одного произведения духовной поэзии - "Канона Ангелу Грозному воеводе", подписанного псевдонимом Парфений Уродивый (текст полностью можно прочесть здесь: Канон_Ангелу_Грозному_воеводе_Парфения_Уродивого). К последнему царь, выдающийся духовный писатель и публицист своего времени, прибегал и в другой сфере своего литературного творчества. Этот канон обязан своим происхождением переживаниям личного характера. Изучивший его Д.С. Лихачев, обращая внимание на пронизывающий весь текст страх смерти, связывал его с "Завещанием" Ивана Грозного, написанным, по предположению большинства исследователей, в покаяние в 1572 году, после двух походов на Новгород и учиненных там жестоких расправ. Царь считал последовавшую за походом болезнь наказанием за грех и ожидал скорой смерти.



Картина Карла Венига «Иоан Грозный и его мамка»*
Свои литургические тексты Грозный писал на закрепившиеся уже в богослужебной практике традиционные напевы. Для двух стихир указаны подобны "Киими похвальными венцы" и "О дивное чудо", встречающиеся уже в рукописях XII века. В "Каноне Ангелу Грозному воеводе" для каждой из восьми имеющихся в нём песен даны указания на определённый ирмос из числа входящих в постоянный состав русских ирмологиев.

Свои победы Иван Грозный увековечивал не только музыкальными сочинениями, но и строительством церквей и соборов. После каждой победы воздвигалась очередная церковь - во имя того святого, в день которого праздновалась победа.



Григорий Иванович Угрюмов. Взятие Казани Иваном Грозным 2 октября 1552 года
После завоевания Казанского и Астраханского ханств Иван IV повелел выстроить в Москве знаменитый храм Покрова Богородицы на Рву (ныне известный как собор Василия Блаженного).



Собор был построен в 1555-1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством, которые случились именно в день Покрова Пресвятой Богородицы - в начале октября 1552 года. Этот 65-метровый собор был самым высоким зданием Москвы.



Строительство собора. Миниатюра Лицевого летописного свода**

*Челяднина (Челядина), Агриппина (Аграфена) Фёдоровна - воспитательница Ивана Грозного. Агриппина Фёдоровна была назначена Василием III незадолго перед кончиной мамкой к его сыну, царевичу Ивану, с наказом не отходить от ребёнка ни на шаг. Вскоре после смерти Елены Глинской 20 апреля 1538 года бояре И. В. Шуйский и В. В. Шуйский совершили переворот, арестовав Агриппину, оторвав её от малолетнего царя Ивана. Агриппина была сослана на север в Каргополь и пострижена в монахини.

**(Лицевой летописный свод Ивана Грозного, Царь-книга) - летописный свод событий мировой и особенно русской истории, создан в 60-70-х годах XVI века (вероятно, в 1568-1576 гг.) специально для царской библиотеки в единственном экземпляре. Слово «лицевой» в названии Свода означает иллюстрированный, с изображением «в лицах». Состоит из 10 томов, содержащих около 10 тыс. листов тряпичной бумаги, украшенных более чем 16 тыс. миниатюр. Охватывает период «от сотворения мира» до 1567 года.

Иван Грозный, духовная музыка, история музыки, история русской культуры

Previous post Next post
Up