Стихиры Ивана Грозного торжественно монументальны, размеренны, строго унисонны, одноголосны, предназначены для мужского голоса. В них "опеваются", многократно повторяясь, отдельные звуки, создавая звуковую оправу для особенно значительных слов или фраз. Пение стихир - раздельноречное, в словах нет двух рядом стоящих согласных, между ними обязательно вставлен гласный звук: "венецы" вместо "венцы", "заступеника" вместо "заступника", "весехо" вместо "всех" и т.п. "Беды и скорби, печали и распутия, реки и пустыни, рати, и цари и князья" - вот темы, подвигнувшие автора на сочинение духовных стихов и музыки, молитвенно звучащей о всей Руси, "благодарственной" радостью о ней.
В. М. Васнецов Царь Иван Грозный
Вторая стихира Ивана Грозного написана в честь праздника Сретения иконы Богоматери Владимирской. Событие это случилось в 1395 году, когда к стенам Москвы подошел Тимур (Тамерлан) с многочисленным войском. Положение Москвы казалось безнадёжным, но неожиданно Тимур повернул назад. В тот день, 26 августа, в Москву из Владимира была перенесена икона Богоматери Владимирской. Эта чудотворная икона считалась национальной святыней, и её перенос в Москву должен был подчеркнуть роль новой столицы как единственной законной наследницы и хранительницы всего духовного достояния русского народа. Великий князь Московский и Владимирский Василий Дмитриевич вышел с московским войском к Коломне навстречу врагу. Митрополит Киевский и всея Руси Киприан, возглавлявший Русскую Православную Церковь благословив в поход князя Василия, призвал москвичей к покаянию. Затем по Божественному вдохновению он отправил во Владимир посольство, состоявшее из священнослужителей и бояр, за величайшей святыней Руси - Владимирской иконой Божией Матери. Десять дней грандиозным крестным ходом несли икону в столицу. На протяжении всего пути икону окружала огромная масса людей, которые неустанно взывали: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!». Москва, во главе с митрополитом, семейством великого князя, духовенством и боярами, со слезами встречала икону Пресвятой Богородицы на Кучковом поле. Тамерлан дошел до города Ельца и по не понятным для историков обстоятельствам дальше к Москве не пошел, хотя перед ним лежал почти беззащитный город. В счастливом избавлении москвичи увидели заступничество Богородицы, и 26 августа стало одним из дней празднования в честь иконы. В сущности, этот праздник имел не только церковное, но и политическое значение. Иван IV написал для стихиры такие слова: "Вострубите трубою песней во благонарочитом дни праздника нашего и тмы разрушение, и свету пришествие паче солнца восиявша".
Аполлинарий Михайлович Васнецов. Москва при Иване Грозном
Не так давно было установлено авторство Грозного для ещё одного произведения духовной поэзии - "Канона Ангелу Грозному воеводе", подписанного псевдонимом Парфений Уродивый (текст полностью можно прочесть здесь:
Канон_Ангелу_Грозному_воеводе_Парфения_Уродивого). К последнему царь, выдающийся духовный писатель и публицист своего времени, прибегал и в другой сфере своего литературного творчества. Этот канон обязан своим происхождением переживаниям личного характера. Изучивший его Д.С. Лихачев, обращая внимание на пронизывающий весь текст страх смерти, связывал его с "Завещанием" Ивана Грозного, написанным, по предположению большинства исследователей, в покаяние в 1572 году, после двух походов на Новгород и учиненных там жестоких расправ. Царь считал последовавшую за походом болезнь наказанием за грех и ожидал скорой смерти.
Картина Карла Венига «Иоан Грозный и его мамка»*
Свои литургические тексты Грозный писал на закрепившиеся уже в богослужебной практике традиционные напевы. Для двух стихир указаны подобны "Киими похвальными венцы" и "О дивное чудо", встречающиеся уже в рукописях XII века. В "Каноне Ангелу Грозному воеводе" для каждой из восьми имеющихся в нём песен даны указания на определённый ирмос из числа входящих в постоянный состав русских ирмологиев.
Свои победы Иван Грозный увековечивал не только музыкальными сочинениями, но и строительством церквей и соборов. После каждой победы воздвигалась очередная церковь - во имя того святого, в день которого праздновалась победа.
Григорий Иванович Угрюмов. Взятие Казани Иваном Грозным 2 октября 1552 года
После завоевания Казанского и Астраханского ханств Иван IV повелел выстроить в Москве знаменитый храм Покрова Богородицы на Рву (ныне известный как собор Василия Блаженного).
Собор был построен в 1555-1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством, которые случились именно в день Покрова Пресвятой Богородицы - в начале октября 1552 года. Этот 65-метровый собор был самым высоким зданием Москвы.
Строительство собора. Миниатюра Лицевого летописного свода**
*Челяднина (Челядина), Агриппина (Аграфена) Фёдоровна - воспитательница Ивана Грозного. Агриппина Фёдоровна была назначена Василием III незадолго перед кончиной мамкой к его сыну, царевичу Ивану, с наказом не отходить от ребёнка ни на шаг. Вскоре после смерти Елены Глинской 20 апреля 1538 года бояре И. В. Шуйский и В. В. Шуйский совершили переворот, арестовав Агриппину, оторвав её от малолетнего царя Ивана. Агриппина была сослана на север в Каргополь и пострижена в монахини.
**(Лицевой летописный свод Ивана Грозного, Царь-книга) - летописный свод событий мировой и особенно русской истории, создан в 60-70-х годах XVI века (вероятно, в 1568-1576 гг.) специально для царской библиотеки в единственном экземпляре. Слово «лицевой» в названии Свода означает иллюстрированный, с изображением «в лицах». Состоит из 10 томов, содержащих около 10 тыс. листов тряпичной бумаги, украшенных более чем 16 тыс. миниатюр. Охватывает период «от сотворения мира» до 1567 года.