Широкое общественно-практическое значение, которое имела музыка в древней Греции, отражено не только в музыкальной эстетике, но и в музыкальной теории древних греков. Характерно, что греческое слово musica не соответствует современному значению этого слова. Термин этот обозначал у греков "мусические искусства", "искусства муз", то есть все искусства, которые служат воспитанию души - в противоположность гимнастике, целью которой являлось воспитание тела. В этом смысле музыка была для греков гимнастикой души.
Villa Farnesina, Rome
И сама музыкальная теория не ограничивалась только изучением музыки. Наряду с этим в неё входили и учения о строении и движении небесных тел, построения стихов, ораторском и сценическом исполнении. Для уяснения структуры античной музыкальной теории приведём следующую таблицу:
ЧАСТИ
ОТДЕЛЫ
ОТРАСЛИ
Умозрительная:
физический:
музыкальная арифметика
музыкальная физика
теоретический:
гармоника
ритмика
метрика
Прикладная:
строительный:
построение:
мелодий
ритмов
стихов
исполнительный:
органика
одика
гипокритика
Таким образом, вся музыкальная теория греков делилась на две части: умозрительную и прикладную. Умозрительная часть в свою очередь состояла из двух отделов: физического и теоретического. Физический отдел, рассматривающий звуки в применении к тем или иным телам или физическим явлениям, подразделялся на две отрасли: музыкальную арифметику, то есть учение об отношениях звуков, и музыкальную физику - науку о звуковых отношениях в движениях небесных тел. Теоретический отдел представлял собою умозрительную сторону музыки, вне связи её с физическими явлениями. Этот отдел в свою очередь делился на три отрасли: гармонику - учение о звуке, ритмику и метрику.
Прикладная часть музыкознания изучала строение и исполнение поэзии, которая включалась в музыкознание как составная часть музыки. Исполнительская отрасль прикладной музыки состояла из органики - учения об инструментах, одики - учения о пении, и гипокритики - учения о сценическом исполнении. Структура античного музыкознания показывает нам глубокое проникновение в строение музыкальной формы. Вполне понятно, что эта теория заложила основы теории музыки и создала традицию мирового музыкознания.
Однако античная музыкальная эстетика не ограничивалась разработкой конкретной теории музыкознания. Наряду с этим она развивала философские, в частности, космологические, этические и другие учения. Так, учение о "гармонии сфер" пифагорейцев, учение о гармонии Гераклита, представляя собою первые ступени в развитии музыкально-эстетической мысли, являются вместе с тем зачатками учения о строении вселенной и законах её развития.
Музыкальные теории Платона и Аристотеля - целый этап в развитии этики, в особенности теории воспитания. Проблема эстетического воспитания в течение целого ряда веков развивалась как одна из центральных проблем музыкальной эстетики.
В.П. Шестаков