Самым видным представителем скрипичной игры в Германии в первой половине 19-го века являлся знаменитый Людвиг Шпор.
Сын доктора, жившего в Брауншвейге, Шпор с самого раннего возраста был поставлен в условия, чрезвычайно благоприятные для развития его музыкального таланта. Отец Шпора играл на флейте (!), а мать была певица и довльно хорошая пианистка. Мальчик с особенным удовольствием слушал домашнюю музыку и был очень рад, когда ему купили маленькую скрипку: он мог играть по слуху исполняемые матерью песни и романсы. Дарования мальчика были подмечены одним французским эмигрантом Дюфуром, который жил в том городке, куда переехали из Брауншвейга и родители Шпора. Дюфур, сам игравший довольно хорошо на скрипке и виолончели, руководил занятиями Шпора и тот стал уже писать собственные композиции (говорят, что скрипичные дуэты Шпора относятся именно к этому времени).
Далее последовали годы учёбы, работа в качестве солиста в капелле герцога брауншвейгского, гастрольные поездки по городам Европы. Например, в Дании случилось Шпору беседовать с одной дамой, большой почитательницей его таланта. Она просила рассказать ей некотрые подробности из его прошлой жизни и, между прочим спросила, не лучше ли бы сделал Шпор, принявшись за ремесло своего отца. Шпор на это ответил так:
"Насколько высоко стоит дух над телом, настолько же высоко стоит посвятивший себя облагораживанию духа над тем, кто заботится о тленном теле".
Также известны несколько фактов, прекрасно характеризующих личность Шпора, который так сильно всегда стоял за интересы музыки, что не обращал внимания ни на что, хотя бы даже в ущерб собственным интересам. Упорство его, бывшее в прямом противоречии с ограниченностью его слушателей, не знало никаких границ. Однажды в Брауншвейге произошло следующее. Шпор играл симфонию при дворе. Избранная публика имела тогда обычай во время этих придворных концертов играть в карты, и потому герцогиня, также игравшая в это время партию просила играть всю пьесу piano. Шпор не мог ни в коем случае удовлетворить этому капризу и сохранил все forte и fortissimo; тогда пришёл лакей герцогини с просьбой от её имени играть тише. Дирижировавший симфонией Шпор начал играть ещё громче, чем рассердил герцогиню и получил строгий выговор за ослушание от гофмаршала.
В Лейпциге Шпору случилось (в 1803 году) играть в семейном доме один из квартетов Бетховена. Слушатели начали, между прочим, громко беседовать; Шпор в это время вдруг перестал играть. Хозяин смутился и пожелал узнать причину остановки квартета. Шпор ответил:
"Я до сих пор привык, чтобы мою игру слушали со вниманием; а так как здесь не было этого внимания, то я думал, что обществу приятнее, чтобы я перестал играть".
Хозяин упросил Шпора продолжать далее, и гости в совершенной тишине дослушали мастерское исполнение квартета.
Как композитор, Шпор был не менее замечателен. Не было такого рода композиций, в котором бы он не попробовал своих сил. О нём замечали так: "Душа, которую он умел вдохнуть в исполнение, полёт фантазии, огонь, нежность, искренность чувства, тонкий вкус и проницательность делают его истинным музыкантом".
Особенно выдаются три его скрипичных концерта: Е-moll, A-moll и D-moll (ор. 38, 47 и 55). Знатоки утверждают, что этими концертами Шпор положительно обессмертил своё имя в истории скрипки. Эти концерты многие ставили наряду с лучшими произведениями Баха, Моцарта, Бетховена и Мендельсона. Шпор в конструкции своих концертов сделал огромный шаг, сравнительно со своими предшественниками. Форма, полнота и единство в его концертах превосходны и далеко оставляют за собой прежние произведения этого рода. Имея постоянно в виду природу скрипки, как инструмента певучего, Шпор согласно с этим слагал и мелодические места своих композиций. Его cantabile отличается благородством, нежностью, даже каким-то целомудрием выражения. Пассажи у него всегда служат для этой цели, запечатлевая в себе соответствующий пьесе характер, а не являются, как в других концертах, только украшениями, рассчитанными на эффект.
Использованы материалы из книги: Кирилов Н. Скрипачи XVII, XVIII и XIX столетий.
Концерты эти за номерами 7, 8 и 9. Но я поставила их в обратной последовательности )
Violin Concerto Nº9 in D minor, Op.55 (1820)
Click to view
I.Allegro
II.Adagio
III.Allegretto-Rondo
C.Edinger/Slovak Radio Symphony Orchestra/F.Cramer
***
Violin Concerto No. 8 In A Minor, op.47
Click to view
***
Violin Concerto No. 7 in E minor, Op. 38
1. Allegro
Click to view
2. Adagio
Click to view
Bratislava Philharmonic Chamber Orchestra.