Образ Снегурочки из оперы Николая Андреевича Римского-Корсакова

Mar 16, 2018 13:04


Опера "Снегурочка", любимейшее сочинение автора, была создана по одноименной пьесе А.Н. Островского на собственное либретто. Композитор был влюблён в поэтическую красоту "весенней сказки", и опера в целом была написана на одном дыхании за летние месяцы 1880 года, а окончательно завершена в 1881-м.



Костюмы и декорации Виктора Васнецова к опере «Снегурочка»
"Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царства, чем царство берендеев с их чудным царём, не было лучше миросозерцания и религии, чем поклонение Яриле-Солнцу", - вспоминал композитор о своей увлеченности сюжетом.


Опера стала светлым гимном идеальной стране берендеев с её высшими законами добра и красоты, гармоничному единению человека и природы, волшебной и животворящей силе народного искусства, могуществу справедливости, разума и любви, которые управляют судьбами мира.

В опере постоянно переплетаются реальность и фантастика: "земные" образы Леля, Купавы, Мизгиря, царя берендеев, Бобыля, Бобылихи и сказочные - Деда-Мороза, Весны, Лешего, наделённые и человеческими чертами. Образ Снегурочки как бы связывает эти два мира, соединяя в себе волшебные и реальные черты; стремясь из мира природы в мир людей, она постепенно "оживает" под воздействием великой силы любви, ведущей её, однако, к гибели. Возникновение человеческих чувств в душе Снегурочки происходит одновременно с пробуждением весенней природы, звуки и голоса которой Римский-Корсаков замечательно передал в опере.



Снегурочка и Лель
Все персонажи оперы имеют лейтмотивы; Римский-Корсаков использует также и лейттембры - постоянные инструментальные характеристики героев.

Ария Снегурочки создаёт пленительный, грациозный и наивный образ прекрасной, но холодной девушки. Главная тема арии (лейтмотив Снегурочки) - изящная, подвижная мелодия с игривой россыпью колоратур лирического сопрано:

С подружками по ягоду ходить,
на оклик их весёлый отзываться: "А-у, а-у!"

image Click to view



Важную роль в музыкальной характеристике Снегурочки играет солирующая флейта - это лейттембр Снегурочки. Звучание этого инструмента будет долго сопровождать холодную красавицу, пока его не сменят более "тёплые" краски кларнета. Ария имеет трёхчастное строение. В медленной средней части, как отзвук песен Леля, появляется задушевная лирическая мелодия народного склада:

В сумеречки тебя утешу,
песню под наигрыш метели запою,
запою весёлую.

Продолжением музыкальной характеристики Снегурочки является ариетта "Слыхала я". В ней выражены её мечты, стремление к людям и их песням. Тргательная, непрерывно развивающаяся мелодия строится на напряженных полутоновых интонациях и сопровождается "мерцающими" аккордами в прозрачном верхнем регистре у деревянных духовых:

Слыхала я, слыхала, слыхала,
мама, я и жаворонков пенье,
дрожащее над нивами...

image Click to view



В четвёртом действии тема ариетты станет основой сцены таяния Снегурочки.

В ариетте Снегурочки "Как больно здесь" продолжают развиваться намеченные в ариетте пролога человеческие черты образа, сказочность героини начинает отступать; лирическая тема ариетты наполнена проникновенной задушевностью, тонкой поэтичностью, ей свойственны непрерывность и широта мелодической линии:

Как больно здесь!
Как сердцу тяжко стало:
тяжелою обидой,
словно камнем,
на сердце пал цветок.

image Click to view



Сцена таяния Снегурочки - кульминация в развитии её образа. Сцена состоит из нескольких эпизодов, в которых господствует музыка ариетты из пролога, но уже с более напряженными острыми гармониями и насыщенной тёплой инструментовкой.

Но что со мной?
Блаженство или смерть?

image Click to view


Козлова Н.П. Русская музыкальная литература

Римский-Корсаков, #Снегурочка, Снегурочка, русские композиторы, #опера, опера

Previous post Next post
Up