Архитектура, ожившая в музыке. Кёльнский собор в симфонии Шумана

Mar 11, 2018 19:36




Симфония № 3 ми-бемоль мажор, ор. 97 (Рейнская симфония) относится к третьему периоду композиторской деятельности этого замечательного симфониста немецкой школы. Она создавалась в сложный для композитора период, объясняемый тревожным состоянием его души. В последние годы своей жизни Шуман работал неустанно, как бы опасаясь, что приближающаяся катастрофа прервёт на полуслове то, что так хотелось высказать в звуках... Однако именно теперь Шуман создаёт несколько превосходных своих творений. "Величие Шумана заключается с одной стороны в богатстве его изобретательной способности, а с другой в глубине выраженных им душевных настроений, в обнаруженной им, резко выделяющейся, индивидуальности", - пишет П.И. Чайковский.



В третьей симфонии выделяется наиболее оригинальная Четвёртая часть, выходящая из рамок обыкновенной симфонической формы.  Написанная в редко используемой тональности ми-бемоль минор, которая усиливает обаяние этой прекрасной музыки своим мрачно-величественным настроением, эта часть создана в полифоническом стиле, с могучей инструментовкой. В ней, по преданию, Шуман хотел выразить величественное впечатление, производимое видом Кёльнского собора. Первоначально Шуман указал в партитуре: «В характере сопровождения торжественной церемонии», имея в виду событие, которое произвело на него сильное впечатление, - возведение архиепископа Кёльнского в сан кардинала. Потом это программное пояснение было снято. Очень чуткий ценитель творчества Шумана Пётр Ильич Чайковский так описывал свои впечатления от этой части: "Ничего более мощного, более глубокого не исходило из художественного творчества человека. Хотя на созидание Кёльнского собра проходят целые века, и множество поколений положило частичку своего труда для осуществления этой грандиозной архитектурной концепции, но одна страничка великого музыканта, вдохновлённая величавыми красотами собора, составит для грядущих поколений такой же немеркнущий памятник глубины человеческого духа, как и сам собор.



Все фото из Википедии
Коротенькая, изящно-угловатая тема этой части симфонии, служащая как бы музыкальным воспроизведением готической линии, проникает через всю пьесу, то в виде основного мотива, то как мельчайшая деталь, сообщая сочинению то бесконечное разнообразие в единстве, которое составляет отличительную черту готической архитектуры. Здесь более чем где-либо выказалось поразительное родство, которое замечается между двумя искусствами - музыкой и архитектурой, несмотря на различие эстетического материала и форм, в которых та и другая появляются. В самом деле: изящное сочетание линий, красота рисунка без всякого отношения к реальному воспроизведению явлений природы, единство основного мотива, проявляющегося в целом и деталях, равновесие в эпизодических частях, - не есть ли всё это равномерное достояние обоих искусств столь противоположных в материальном способе служить воспроизведению красоты и столь единых и родственных в области эстетического творчества."

Вот эта удивительная часть симфонии:

image Click to view



Вся симфония полностью

image Click to view


© Н. Колесникова

Чайковский, Шуман, музыка и архитектура, симфония

Previous post Next post
Up