В день памяти: Антон Степанович Аренский. Концерт для фортепиано с оркестром

Feb 25, 2018 13:50


Давно уже хотелось написать об этом очень мною любимом композиторе. Благодаря  его творчеству русская музыка многим, на мой взгляд, обогатилась. А именно - простотой и искренностью, созерцательностью и элегичностью, изяществом и грацией, щедрой мелодичностью.

Замечательный русский композитор - лирик, автор, создавший прекрасные романсы и изящные фортепианные миниатюры Антон Степанович Аренский родился в 1861 году в Новгороде, в семье врача, любителя музыки. Мать, Надежда Антипьевна, - сестра писателя и драматурга А.А. Потехина, прекрасная пианистка, «лишь по застенчивости не пожелавшая выступать публично» (Аренская Е.В. Биография А.С. Аренского). В 7 лет начал обучаться игре на фортепиано, затем обнаружил склонность к сочинению. Переехав в Петербург, учился в частной музыкальный школе Ф.И. Руссо у К.К. Зике (фортепиано и теория музыки). В 1882 с золотой медалью окончил Петербургскую консерваторию по классу спец. теории и композиции Н.А. Римского-Корсакова. Сочинение давалось Аренскому легко. По свидетельству современников, пока Римский-Корсаков проверял тетради других учеников, успевал сочинить фугу, которая оказывалась лучшей в классе.



Почтовая карточка (1910 год)


В том же году Аренский был приглашен преподавателем в московскую консерваторию по классам гармонии и контрапункта, а позднее, получив звание профессора, вел там же классы инструментовки, фуги и свободного сочинения. Аренский был одним из лучших педагогов-теоретиков Московской консерватории, вызывал восхищение учеников неординарностью, артистизмом, творческим отношением к предмету. В мемуарах А.Б. Гольденвейзера Аренский предста­ет как человек блестяще одаренный от природы, «обладавший каким-то личным обаянием, которого, несмотря на его недостатки, все любили. У него было очень яркое композиторское дарование, очень гармоничное и безукоризненное в смысле музыкального инстинкта…». Среди учеников едва ли не все исполнители, теоретики и композиторы того периода. Особое предпочтение отдавал занятиям с С.В. Рахманиновым, Г.Э. Конюсом, А.Н Корещенко, Гольденвейзером, К.Н.Игумновым, Глиэром и др. С некоторыми учениками отношения, однако, сложились неблагоприятно. Так, из-за конфликта с педагогом ученик Аренского А.Н.Скрябин не получил права сдавать экзамен на получение диплома композитора.



Лев Конюс (крайний слева) вместе со своим учителем Антоном Аренским и соучениками Никитой Морозовым и Сергеем Рахманиновым
Отличительными качествами его творчества были и остались по сей день - красота, мелодичность и грация. Многие инструментальные и вокальные произведения Аренского, не отличаясь новаторством, в то же время привлекают искренностью лирического - часто элегического - высказывания, щедрым мелодизмом. Они темпераментны, изящны, артистичны. Он действительно не принадлежал к числу крупных художников-реформаторов, что ни в коей мере не умаляет его художественных заслуг: Аренский обладал неповторимой творческой индивидуальностью и благодаря этому занял особое место в русской музыкальной культуре. У него есть своя интонация, своя доминанта чувств, образный мир его музыки интригует и завораживает. Эти свойства склоняли к музыке Аренского сердца слушателей в прежние годы. Они могут доставить радость и сегодня, ибо отмечены и талантом, и мастерством.



А.С.Аренский в кабинете. 1890-е годы.
Концерт для фортепиано с оркестром был создан Аренским во время занятий в Петербургской консерватории и охарактеризован Римским-Корсаковым как «идеал ученической работы». Поскольку юношеский Концерт Аренского сразу обрел огромную популярность, к нему начали относиться как к зрелому сочинению.

Юношеское сочинение Аренского противоречиво. С одной стороны, в Концерте явственно сказалось влияние искусства Шопена. Действительно, здесь заметны определенные стилистические заимствования, допускаемые начинающим композитором. Однако это не значит, что концерт Аренского - сочинение подражательное. Сохраняя классически стройную, ясную форму, насыщая музыкальную ткань оригинальными пассажами, автор создает полное свежести и обаятельной непосредственности художественное произведение. Было бы преувеличением считать концерт Аренского в полной мере зрелым сочинением, но это не значит, что произведение не несет на себе индивидуальности самого композитора. Главенствующая роль в концерте принадлежит фортепиано. Однако, это не драматическое соревнование солирующего инструмента с оркестром, как в концертах Бетховена, и не фортепианно-оркестровые симфонические поэмы, как концерты Чайковского и Рахманинова. По существу, концерт Аренского - это виртуозная пьеса с прозрачным оркестровым сопровождением.

Первая часть является в Концерте наиболее значительной по содержанию. Этому способствует ее активный тонус, яркие динамические нарастания, насыщенность и пафос звучания целого ряда эпизодов, а также обилие пышных виртуозных пассажей и каденций. В соответствии с закономерностями динамики музыкальных образов концерта обращает на себя внимание «сквозная» (термин К. Станиславского) линия развития лирического образа побочной партии, эмоциональные краски, которые он приобретает в различных эпизодах. Чуткое распределение звуковых градаций - при первом появлении темы побочной партии в экспозиции к мощному апофеозу разработки - делает убедительным и впечатляющим эмоционально-психологическое перевоплощение этого эмоционального образа. Вторая часть Концерта - Andante con moto - существенно отличается от первой по самому характеру и типу изложения. Andante ближе камерной, нежели концертной сфере. Роль оркестра здесь сведена до минимума. Основная тема излагается у фортепиано solo при полном молчании оркестра. Небольшой средний раздел Andante построен на двух патетических подъемах, которые, подобно вступлению первой части, исчерпывают себя и растворяются в легком, бисерном пассаже. В заключительных тактах у фортепиано звучат светлые, истаивающие фигурации. Такое «истаивание» является символом отношения Аренского к фортепианной фактуре: «Будто что-то недосказано, что уходит навсегда».

Финал написан в духе скерцо. Обе его темы отличаются глубоко славянским характером. Привлекает внимание многообразная ритмика финала: чередование синкоп с плавными движениями, коротких ритмических групп с длинными построениями придают всему финалу упругость и непрерывную устремленность. (Цыпин Г. А.С. Аренский.)

Концерт для фортепиано с оркестром фа минор

image Click to view


1. Allegro maestoso (00:00)
2. Andante con moto (12:49)
  3. Scherzo - Finale: Allegro molto (21:45)

Аренский, концерт для фортепиано с оркестром, русские композиторы

Previous post Next post
Up