Помните, в детстве, у Ганса Христиана Андерсена был такой персонаж - Оле Лукойе, который рассказывал детям сказки и показывал сны ) Он всегда носил с собой зонтики. Было это в Дании. А в Норвегии жил такой замечательный музыкальный сказочник Ole Bull. Он всегда носил с собой скрипку ))
Ole Bull Sæterjentens Søndag
Click to view
Annar Follesø , violin
Norwegian Radio Orchestra
Ole Kristian Ruud , conductor
***
Уле Булль (5 февраля 1810, Берген - 17 августа 1880, Люсё близ Бергена) - норвежский скрипач, композитор, собиратель народных песен и общественный деятель. С детства слушал игру народных скрипачей. Некоторое время обучался игре на скрипке у Ю. X. Паульсена и М. Лундхольма в Бергене. С девяти лет выступал публично. Позднее занимался самостоятельно. В 1830 Булль приехал в Париж, где на его творческое развитие как скрипача оказал влияние Н. Паганини. В 1832 выступил с концертом, в котором приняли участие Г. Эрнст и Ф. Шопен. В 1833 гастролировал в Италии, после 1835 - во многих других европейских странах, в том числе в России (1838, 1841, 1866, 1867), жил в Петербурге и Москве, сблизился с Н. Г. Рубинштейном, В. Ф. Одоевским, с М. И. Глинкой (в 1847 в Испании). В 1850 основал в Бергене первый норвежский театр - Национальная сцена, имевший важное значение для развития национальной культуры Норвегии. С 1851 жил главным образом в США. Увлёкшись идеями сенсимонизма, основал в Пенсильвании на собственные средства норвежскую колонию; однако не порывал связи с родиной, ежегодно приезжая в Норвегию.
Булль - один из наиболее самобытных исполнителей романтического направления; его игра была отмечена национальным своеобразием. Неукротимый темперамент, богатство фантазии, виртуозный блеск сочетались у него с поэтической мечтательностью, с использованием характерных приёмов многоголосной игры, идущей от народных норвежских скрипачей - исполнителей на хардингфеле. Его игру высоко ценили И. Иоахим и А. Н. Серов. Творческая деятельность Булля - композитора и фольклориста положила начало расцвету ранней норвежской романтической музыки (до X. Кьерульфа).
Он был первым норвежским музыкантом, обратившимся к истокам народного творчества. Его записи и обработки народных мелодий свидетельствуют о тонком ощущении интонационного и ритмического своеобразия норвежской народной музыки. В скрипичных произведениях Булля - фантазиях и каприччио на норвежские народные напевы уже ясно выявляются характерные черты национального музыкального языка. В них Булль впервые отобразил в музыкальной литературе сказочный мир троллей и эльфов, позднее получивший столь яркое воплощение у Э. Грига.
Одна из ранних фантазий для скрипки с оркестром - "Поездка на сэттер" ("Soeterbesoket", 1838) - включает мелодии национальных танцев - слотта и халлинга. Оригинальная мелодия народного склада (средний раздел, Adagio) во многом предвосхищает творчество Грига, на которого Булль имел огромное влияние. Впоследствии на этот лирический напев Б. М. Бьёрнсон написал текст, и под названием "Воскресный день пастушки" мелодия стала популярной норвежской песней.
Seterjentens Søndag (A Sunday At The Mountain Pastures)
Click to view
Исполнительское искусство Булля, его произведения, основанные на народных напевах, и записи фольклора дали толчок развитию национальной музыкальной школы. Среди других произведений для скрипки: "Бравурные вариации" ("Variazioni di bravura"), "Военный полонез" ("Polacca guerriera"),
"Военный полонез" ("Polacca guerriera")
Click to view
концерт с оркестром. Ему принадлежат также хоры, в том числе мужской квартет "В минуты одиночества" ("Jensomme Stunde")
Ole Bull. La Mélancolie. Jensomme Stunde. В минуты одиночества
Аrranged and performed by violinist Tor Jaran Apold
Click to view
музыка к драматическим спектаклям (в т.ч. музыка к пьесе "Горная хижина" Вергеланна).
Берген изобилует памятниками не только героям, владыкам и воителям - и это довольно быстро становится понятно. Первое, что можно увидеть, Эдвард Григ, задумчиво расположившийся в самом центре Бергена на высокой колонне, а вторым - Оле Булль, скрипач и композитор, сыгравший большую роль в культурном возрождении Норвегии в XIX веке. Он всячески развивал фольклорное направление в музыке и создал первый в Норвегии театр на местном языке, дал путевку в жизнь многим деятелям искусства. В родном Бергене ему воздвигли довольно задумчивую композицию, делал ее мастер скульптуры, изваявший немало видных людей Норвегии, Стефан Синдинг. Сам скрипач с инструментом вдохновенно о чем-то задумался, и расположился на высокой куче камней, над которой художественно нависают деревья, перед памятником сделано небольшое искусственное озерцо с камушками.
Ole Bull villa at Lysøen
На этом видео - очень интересная экскурсия на замечательную виллу композитора. Плеск волн, поездка на катере, красоты суровой норвежской природы - в общем, можно почувствовать ту атмосферу, в которой жил и творил этот удивительный музыкант.
Click to view
И ещё немного его сказочной музыки )
***
Nocturne for Violin and Orchestra (1842)
Click to view
Arve Tellefsen, violin
Trondheim Symphony Orchestra
Conducted by Eivind Aadland
***
Adagio Religioso "En Moders Bøn"
Click to view
***
La Verbena de San Juan: Spanish Fantasy for Violin and Orchestra
Click to view
Violinist: Annar Follesø
Conductor: Ole Kristian Ruud
Norwegian Radio Orchestra
***
Violin Concerto in A major ("Grand Concerto"), Op. 4 (1834; revised 1864)
Click to view
I. Andante maestoso - Allegro maestoso [0:00]
II. Adagio sentimentale: Adagio sostenuto [12:39]
III. Rondo pastorale: Moderato [15:38]
***
Ole Bull's "Cantabile doloros e Rondo giocoso"
Click to view
Violin sensation Charlie Siem with the London Symphony Orchestra
***
Я начинала пост с этой мелодии и заканчиваю ею. На этот раз в исполнении юного норвежского таланта (точнее, юной). Кому как не им, молодым, сохранять свою национальную культуру и продолжать её традиции, чтобы всегда звучала сказочная музыка загадочной Норвегии - земли фьордов, викингов, горных королей, льда и полярных сияний...
"Seterjentens søndag" (Ole Bull) - Tomine Mikkeline
Click to view