«музыка... есть, собственно, язык настроений, то есть тех состояний нашей души, которые почти невыразимы словом и не поддаются определенному описанию».
В. Калинников
Василий Сергеевич Калинников (13 января 1866 - 11 января 1901)
Это было время высочайшего подъема русской культуры, когда создавал свои последние шедевры П. Чайковский, одна за другой появлялись оперы Н. Римского-Корсакова, произведения А. Глазунова, С. Танеева, А. Лядова, на музыкальном горизонте возникли ранние сочинения С. Рахманинова, А. Скрябина. И в этом могучем потоке зазвучал скромный, но удивительно поэтичный и чистый голос музыки Калинникова, сразу полюбившийся и музыкантам, и слушателям, покоривший искренностью, сердечностью, неизбывно-русской мелодической красотой. «Кольцовым русской музыки» назвал Калинникова Б. Асафьев. «Солнечная душа» - так отзывались о композиторе современники. Его гармонически ясная, уравновешенная музыка, широкая напевность и глубокая задушевность мелодий, кажется, излучает мягкий теплый свет.
Click to view
***
В стройных звуках льются песни
Гармонической волной;
По душе волшебно ходят
И проходят с быстротой.
Полечу я вслед за ними;
Погружуся в них душой;
В очарованном забвеньи
Позабуду мир земной.
Сколько звуков, сколько песен
Раздалося вновь во мне!
Сколько образов чудесных
Оживилось в вышине!
Между них она, младая,
Заблистала красотой!
Чистой пламенной любовью
Озарился мир земной...
Улетайте ж в небо, звуки,
Сокрывайтеся вдали!
Здесь я с нею, здесь я счастлив,
Любо жить мне на земли!
А.В. Кольцов
20 июня 1838, Москва, вечер музыкальный у Боткина
***
Серенада для струнного оркестра (1891 г.) - студенческая работа, единственный раз исполненная под управлением автора на ученическом концерте и затем на долгие десятилетия забытая. Струнный оркестр обладает столь богатыми выразительными возможностями, что издавна привлекает композиторов создавать сочинения, специально для него предназначенные. "Я привык думать оркестром", - признавался Калинников. И действительно, всё в его оркестре звучит ясно, просто, естественно и выразительно. Принцип "душа музыки - мелодия" был ведущим и в творчестве Калинникова, обладавшего богатым даром мелодической изобретательности. Непосредственным образцом для начинающего молодого музыканта, возможно, послужила Серенада для струнного оркестра П.И. Чайковского (1880). Однако Серенада Калинникова несколько иная - это небольшая одночастная пьеса в характере неторопливого элегического вальса.
Василий Калинников страстно мечтал "жить, работать и хоть что-нибудь хорошее сделать в жизни - оставить после себя хоть маленький след... внести в музыку хоть маленькую лепту" (письмо от 13 июля 1894 г.) И этой "маленькой лепты", внесённой композитором в сокровищницу русской музыки, оказалось достаточно, чтобы имя его не было забыто, а музыка продолжала звучать.