В XIX столетии наиболее популярными произведениями Шопена были ноктюрны (наравне, пожалуй, с вальсами). Однако, при всех бесспорных художественных достоинствах шопеновских ноктюрнов, они не могут претендовать на большее значение, чем другие области творчества композитора. И все же нетрудно понять предпочтение, отдававшееся современниками Шопена именно этому жанру. В ноктюрнах в самом деле сконцентрировалось интимное, лирическое начало шопеновского искусства, столь типичное для новой романтической эстетики. Здесь же с почти подчеркнутой ясностью проявились и особенности новейшего камерного пианизма, и черты салонного изящества, воспринимаемого как антипод вульгарной эстрадности, распространенной в виртуозной фортепианной музыке того времени. Наконец, в силу некоторых своих стилистических особенностей, ноктюрны Шопена отличались особенно непосредственной доступностью.
Шопен, 1835
Жанр ноктюрна имеет старинные традиции. Романтическая эстетика, тяготеющая к таинственному, неопределенному миру теней и полусвета, к миру ночных грез и мечтаний, естественно, должна была возродить этот, до того второстепенный, вид музыки. Шопен как сочинитель ноктюрнов имел предшественников в лице композиторов разных национальных школ: ирландца Джона Филда, которого принято считать родоначальником фортепианного ноктюрна, Марии Шимановской, чеха Войтеха Йировеца. Произведения последнего Шопен, вероятно, знал, хотя его собственные ноктюрны ближе всего к виду, разработанному Филдом. Все достижения предшественников в этой области отступили далеко на задний план, после того как Шопен вознес жанр ноктюрна на небывалую художественную высоту, сделав его одним из ярчайших выразителей лирического начала в инструментальной музыке романтического стиля.
Могучим царством Шопена, где совершаются им великие тайны искусства называл Владимир Васильевич Стасов эту музыку, наполненную глубокими думами, радостью и отчаянием, восторгами и мечтами.
Портрет Шопена работы Эжена Делакруа, 1838
Общие стилистические черты объединяют все девятнадцать ноктюрнов Шопена начиная с раннего, e-moll'ного ор. 72 (1827), до грандиозного c-moll’ного, почти выходящего за пределы жанровых возможностей ноктюрна, до «Колыбельной» и «Баркаролы»; последние в известном смысле можно рассматривать как наиболее оригинальные, изысканные и углубленные образцы того же жанра. Выразительные приемы, которым в большой мере обязаны ноктюрны своей доходчивостью сводятся к следующему.
Ноктюрны Шопена всегда основываются на широких кантиленных темах, близких оперным или песенным мелодиям. Ассоциации с оперными темами вызывает не только их интонационный склад, структурная завершенность и напевность но и характерная фортепианная фактура, где мелодия намеренно и подчеркнуто отделена от аккомпанирующего фона и как бы противопоставлена ему, подобно вокальной и оркестровой партиям в опере.
Однако фортепианный аккомпанемент ноктюрнов ни в какой мере не воспроизводит оркестровый стиль. Наоборот, нигде так не подчеркнут, так последовательно не проведен «фортепианно-обертонный» принцип шопеновского пианизма, как в его ноктюрнах. Кантиленная мелодия, как правило, показана на аккордово-фигурационном педальном фоне, который с первых звуков произведения вводит слушателя в мечтательную романтическую атмосферу.
Более непосредственно, чем в других произведениях, в ноктюрнах очевидны и жанровые связи. Черты хорала, марша, серенады, дуэта, песни и других жанров ощутимы во многих их эпизодах. Так, например, гармоническая фактура, восходящая аккордовая мелодика, торжественный темп сближают тему из ноктюрна ор. 48 № 1 с гимном. Тема ноктюрна ор. 55 № 1, с ее изящным пунктиром и чеканной четырехдольностью, содержит черты марша. В ноктюрне ор. 15 № 3 «поющая» одноголосная тема на фоне «гитарного» сопровождения вызывает в памяти романс.
Шопен, играющий на фортепиано в салоне князя Радзивилла. (1887). Г. Семирадский
Почти все ноктюрны пронизаны настроением нежной мечтательности, все они без исключения написаны в медленных темпах. Им свойственны психологическая глубина и драматические черты.
В основе развития ноктюрнов лежит драматургическая контрастность, оттеняющая и подчеркивающая разные психологические ряды, заключенные в этих лирических пьесах. В них ощущается гармоническая сложность шопеновской музыки, мастерство и свобода в развитии тематического материала, оригинальность фортепианного стиля.
В ноктюрне с-moll ор. 48 № 1 (1841) композиторский замысел уже несколько выходит за пределы жанровых рамок. В этом остро драматичном произведении есть не свойственные другим ноктюрнам Шопена черты трагизма, величественности, подчеркнутой простоты, максимально выявлены образные контрасты.
Использованы материалы с сайта
www.classic-music.ru Шопен. Ноктюрны.
Исполняет Клаудио Аррау (1903 - 1991)
Click to view
[0,00,01~] Nocturno Nº 1 en si ♭ menor, Opus 9 Nº 1
[0,05,50~] Nocturno Nº 2 en Mi ♭ mayor, Opus 9 Nº 2
[0,10,45~] Nocturno Nº 3 en Si mayor, Opus 9 Nº 3
[0,18,05~] Nocturno Nº 4 en Fa mayor, Opus 15 Nº 1
[0,23,15~] Nocturno Nº 5 en Fa ♯ mayor, Opus 15 Nº 2
[0,27,05~] Nocturno Nº 6 en sol menor, Opus 15 Nº 3
[0,31,55~] Nocturno Nº 7 en do ♯ menor, Opus 27 Nº 1
[0,37,25~] Nocturno Nº 8 en Re ♭ mayor, Opus 27 Nº 2
[0,43,45~] Nocturno Nº 9 en sol menor, Opus 32 Nº 1
[0,49,35~] Nocturno Nº 10 en La ♭ mayor, Opus 32 Nº 2
[0,54,55~] Nocturno Nº 11 en sol menor, Opus 37 Nº 1
[1,02,10~] Nocturno Nº; 12 en Sol mayor, Opus 37 Nº 2
[1,09,15~] Nocturno Nº 13 en en do menor, Opus 48 Nº 1
[1,15,40~] Nocturno Nº 14 en fa ♯ menor, Opus 48 Nº 2
[1,23,30~] Nocturno Nº 15 en fa menor, Opus 55 Nº 1
[1,29,15~] Nocturno Nº 16 en Mi ♭ mayor, Opus 55 Nº 2
[1,34,50~] Nocturno Nº 17 en Si mayor, Opus 62 Nº 1
[1,42,35~] Nocturno Nº 18 en Mi mayor, Opus 62 Nº 2
[1,49,45~] Nocturno Nº 19 en mi menor, Opus 72 Nº 1
[1,54,00~] Nocturno Nº 20 en do ♯ menor, Opus póstumo
[1,58,30~] Nocturno Nº 21 en do menor, Opus póstumo
(указаны на испанском)