РОДРИГО Хоакин (Joaquin Rodrigo) (1901-1999), испанский композитор. В три года, в результате заболевания дифтерией, почти полностью потерял зрение. Музыкой начал заниматься в возрасте восьми лет. Будучи пианистом, музыковедом, профессором музыки Мадридского университета, он, как композитор, стал известен, в первую очередь, благодаря двум своим сочинениям: концерту "Аранхуэс" (1938-1939) и "Фантазии для джентльмена" (1955) - наиболее популярным произведениям для гитары.
Хоакин Родриго родился 22 ноября 1901 г. на юге Испании - в Сагунто (Валенсия). Его первыми руководителями по композиции были Франсиско Антич и Эдуардо Лопес Чавари. В 1927 году Родриго поступил в класс Поля Дюка - в Ecole Normal de Paris. Важную роль сыграло знакомство Родриго с Мануэлем де Фальей. Творчество Хоакина Родриго отмечено неповторимым своеобразием стиля, глубинными связями с испанским фольклором, с народными традициями музицирования. Родриго принадлежат сочинения различных жанров - "Героический" концерт для фортепиано с оркестром, Концерт для скрипки с оркестром, Концерт для виолончели с оркестром, "Четыре любовных мадригала" для голоса с оркестром, балет "Pavana real", "С Антонио Мачадо" (десять песен для голоса и фортепиано), "Отзвуки Хиральды" для арфы с оркестром и др.
Родриго - автор трудов по истории испанской музыки. В течение ряда лет он возглавлял кафедру "Мануэль де Фалья" в Мадридском университете. О популярности музыки Родриго свидетельствуют устраиваемые в Испании, Турции, Аргентине и других странах "Фестивали Родриго". Родриго был членом Академии изящных искусств Сан-Фернандо (Мадрид) и доктором honoris causa Саламанского университета.
Мировую славу Родриго принес его "Аранхуэсский концерт" для гитары с оркестром, созданный в 1939 году. Позднее были созданы еще два концерта - "Концерт-мадригал" для двух гитар с оркестром и "Андалузский концерт" для четырех гитар с оркестром. Среди сочинений Родриго для гитары-соло "Похвала гитаре" и пьеса "Приглашение и танец", написанная в память Мануэля де Фальи и получившая первую премию на Международном конкурсе гитаристов в 1961 году во Франции.
Concierto de Aranjuez for Guitar & Orchestra - Adagio
Click to view
Подлинным шедевром современного гитарного искусства можно считать "Фантазию для благородного рыцаря" Хоакина Родриго, посвященную Андресу Сеговии.
Об истории создания "Фантазии для благородного рыцаря" композитор рассказал сам. В течение нескольких лет он мечтал создать сочинение для Сеговии. Узнав о планах композитора, гитарист выразил желание немедленно включить сочинение в свой репертуар. По словам Родриго, главная трудность заключалась в поисках формы для воплощения замысла. И вот однажды он вспомнил о замечательном гитаристе Гаспаре Сансе, вернее, о его сочинениях, послуживших основой нового произведения. Этот выбор, по мнению Родриго, был единственным, достойным Андреса Сеговии. Так, образы двух благороднейших рыцарей гитары стали источником создания замечательного сочинения Хоакина Родриго.
Отвечая на вопрос о тематической основе "Фантазии для благородного рыцаря", Хоакин Родриго писал: "Вдохновлена она знаменитым испанским гитаристом Гаспаром Сансом (1640-1710), жившим при дворе короля Филиппа IV и его сына дона Хуана Австрийского. Часть тем, взятых из сочинений Санса и использованных в "Фантазии", - народного происхождения. Премьера "Фантазии" состоялась в марте 1958 года в Сан-Франциско (США). Исполнителями были Андрес Сеговия и дирижер Энрике Хорда. С тех пор это сочинение пользуется неизменным успехом. Существует несколько пластинок с записью исполнения "Фантазии" крупнейшими гитаристами". Темы, о которых говорит Хоакин Родриго, взяты им из книги Гаспара Санса "Instruccion de Musica sobre la Guitarra Espanola", изданной в Сарагосе в 1774 году, куда вошли пьесы "Espanoleta", "Gallarda y Villano", "Danza de las Hachas", "La minosa de Cataluna", "Canarios". Как видно из приведенных названий, Гаспар Санс обращался к фольклору различных областей Испании. Труд Гаспара Санса содержит много полезных советов по композиции, приемам исполнения, но главная его ценность - содержащиеся в нем его сочинения.
В "Фантазии" гитара предстает в таких необычных сопоставлениях и сочетаниях с оркестром, что порой их звучание напоминает какое-то волшебство.
Первую часть "Фантазии" открывает "Виллано" (деревенский праздник). Спокойно-величавый напев начинает струнная группа оркестра, продолжает гитара, а вслед за ней - флейта. Эта "передача" происходит удивительно плавно, органично. Оркестр не сопровождает гитару, а составляет с ней нерасторжимое целое. Гитара, в свою очередь, обогащает палитру симфонического оркестра, оттеняет и рельефно противопоставляет тембры флейт и струнных.
Вслед за "Виллано" звучит мечтательный "Ричеркар".
Villano y Recercarre
Click to view
Вторая часть "Фантазии" состоит из двух разделов. В основе первого - "Эспаньолета" Гаспара Санса. Это - напев удивительной красоты, при каждом повторении которого возникает новое тембровое освещение. По глубине тона, по протяженности звука кантилена гитары приближается здесь к кантилене смычкового инструмента. Не услышав "Эспаньолету" в исполнении Сеговии, трудно поверить, что гитара может так "петь".
В "Фанфаре" композитор раскрывает удивительные тембровые возможности гитары, ее способность воссоздать звучание медных инструментов под сурдину.
Espanoleta e Fanfare de la Caballeria de Napoles
Españoleta
Click to view
Fanfare
Click to view
Третья часть "Фантазии" - "Танец с топорами" - привлекает своеобразием колорита, мастерскими сопоставлениями приглушенного звучания труб, металлического тембра гитары в сочетании с деревянными духовыми инструментами.
Danza de Las Hachas
Click to view
Энергичный "Танец с топорами" сменяется изящным танцем "Канарио".
Canario
Click to view
Фантазия для благородного рыцаря" длится около двадцати минут. Двадцать минут непрерывного потока меняющегося тембрового освещения, необычных и прекрасных звучаний!