Оригинал взят у
vita_colorata в
История красок. Часть втораяКрасный
Тернера много раз предупреждали, что не стоит использовать краски, которые тускнеют со временем, но тогда, в далеком 1835 году, мастер романтического пейзажа, мысленно представляя себе багровый закат над бущующим морем, выбрал из всей палитры самый яркий алый оттенок, несмотря на увещевания специалистов. А может быть, ему понравилась сама идея постепенного исчезновения цвета с картины....
Кроваво-красная краска ( или кармин) , которой Тернер рисовал закат, была действительно изготовлена из крови. Этот краситель много веков считался настоящим сокровищем у инков и ацтеков,а потом еще несколько столетий особенно ценился у испанцев, которые ревниво хранили рецепт краски в секрете. Краску использовали для одежд королей и кардиналов, кармином красили губы модницы и звезды сцены, и его же наносили на холсты великие художники. И всем было наплевать, сколько продержится краска, поскольку в первый день кармин, или кошениль, как его еще называли, был самым алым из всех природных красителей.
...Кармин получают из кошенильных червецов, дешевые червецы в Перу, где рабочая сила дешевле, да и сами насекомые растут без особого присмотра... кармин рождается между туманами и морозами там, где земля стоит дешево, зато на бесплодной почве растет большое количество какутусов вида опунция, на которых паразитируют крошечные насекомые.
Хотя червецы - это паразиты, но ценятся они не меньше, чем благородная плесень при производстве десертных вин. Этот ярко-алый краситель никогда не станут применять для покраски тканей, предназначенных для пошива буддийских одеяний: слишком много смертей связано с производством кармина, но в 21 веке женщины охотно мажут губы кровью насекомых, румянят ею же щеки, а в США это один из немногих красителей, разрешенных при производстве теней для век. И наконец, оказывается, мы потребляем кармин литрами, поскольку его добавляют в колу, да и в другие продукты тоже. Это пищевая добавка Е120.
... Во многих культурах красный - это одновременно цвет жизни и смерти, такой вот парадокс. В современном обществе красный - это многогранная метафора, это воплощение гнева, любви, цвет бога войны, цвет власти. Эти концепции были понятны и древним людям. В языке племени команчей одно и то же слово обозначает "красный", "круг" и "цвет" в принципе, то есть красный цвет считался чем-то фундаментальным, включающим в себя все сущее.
...Краска, которую Тернер купил в Лондоне, определенно была изготовлена из той кошенили, что тоннами вывозили из Америки. А вот живи он парой столетий раньше, ему пришлось бы довольствоваться краской, которую тоже называли кармином, но производили из жучков, обитающих в Старом Свете. По размеру эти братья мексиканской кошенили ( они называются кермесовыми червецами) чуть длиннее, чем ноготь пятилетнего ребенка, и почти такие же твердые, но концентрация красящего вещества в их тельце намного меньше. Собственно, само слово "кармин" происходит от санскритского названия этих насекомых, а в персидском "кермес" используется для обозначения красного цвета.
Со времен древних египтян крошечные насекомые были нарасхват. Римляне даже требовали, чтобы налоги платили в кермесовых червецах. Когда Испания находилась под властью Рима, то и в ней половина налогов собиралась в виде кермесовых червецов, а вторая половина в виде зерна. Спрос на кермесовых червецов был постоянным, а потому многие семьи занимались их разведением из поколения в поколение. ...
В средневековой Европе вошло в моду носить одежду из тканей, привезенных из Центральной Азии. Цена зашкаливала - такая ткань стоила раза в четыре дороже обычной. Она называлась "скарлет", то есть "алая", но вообще-то могла быть не только красной, но и синей, зеленой и даже черной, однако в современном английском слово "scarlet" связано именно с красным цветом, и причина тому - кермесовые червецы.
...Конечно, у зеленых и синих тканей были свои поклонники, но самая дорогая ткань заслуживала самой дорогой краски , и тут кермес выигрывал. Английское выражение "женщина в багрянице" обозначает модницу, а заодно и блудницу, хотя представителей католической церкви и злила подобная аналогия, ведь епископы любили красный цвет не меньше, чем представительницы древнейшей профессии.
В 1949 году советский археолог Сергей Руденко раскапывал могильники на Алтае и сделал поразительное открытие - обнаружил самый древний из известных персидских ковров, сотканный две с половиной тысячи лет тому назад. Это один из тех немногих случаев, когда расхитители могил сделали благое дело. В 4 веке нашей эры банда грабителей обнаружила гробницу и забрала оттуда все более или менее ценное. Ковер не взяли, видимо, он показался ворам слишком тяжелым, при этом они оставили дверь в гробницу открытой. В результате ковер замерз, как в холодильнике, и сохранился в первозданном виде до наших дней.
На Пазылыкском ковре, который теперь хранится в Эрмитаже, изображены всадники и олени на красном фоне. Ученые считают, что он покрашен так называемой "польской кошенилью" - это насекомое распространено в Западной и Восточной Европе, а также в европейской части России.