Эрик Сати. Gnossiennes (Гноссиенны)

Mar 09, 2017 11:43



Композитор Эрик Сати завоевал себе громкое имя и очень заметное место в истории французской музыки не только творчеством, отмеченным печатью подлинной оригинальности и таланта, но еще больше - вызывающей, независимой позицией по отношению к академическому искусству, к официальным музыкальным учреждениям, к признанным авторитетам, к буржуазной респектабельности. В своих сочинениях и высказываниях он едко высмеивал и пародировал художественные идеалы искусства символизма и импрессионизма. Его собственные творческие устремления отчасти смыкались с новыми модернистскими веяниями во французской поэзии и живописи.
В ранних фортепианных произведениях Сати чаще всего говорит простым и ясным языком мелодии, напевной и по-своему выразительной. Тематический рисунок этих сочинений нередко покоится на диатонике, на ладовых последовательностях, родственных средневековой монодии и григорианскому хоралу. Фактура пьес очень скромна, композитор избегает пышности изложения, не признает виртуозных эффектов. Обычно мысли его излагаются по принципу - мелодия в правой руке, гармония-сопровождение - в левой руке. Композитор чувствует себя абсолютно свободным в построении гармонической ткани, руководствуясь лишь собственным вкусом, фантазией, стремлением придать острую выразительность мелодическому образу.

Характерным образцом раннего фортепианного стиля Сати может служить цикл из небольших пьес «Гноссиены» («Гноссиена» - слово, придуманное Сати). Пьесы выдержаны в настроении элегического раздумья: в них нет никаких особых нарушений «общепринятого», кроме того, что в нотах отсутствуют указание метра и тактовые деления.

Gnossienne № 4

image Click to view





Gnossienne № 3

image Click to view



Gnossienne № 1

image Click to view


Gnossienne № 2

image Click to view


Gnossienne № 5

image Click to view


Gnossienne № 6

image Click to view


Фортепианную музыку Сати можно характеризовать как своего рода вызов сложностям современного ему пианистического искусства. Никакой оркестральности, полное пренебрежение к виртуозному блеску импрессионистской звукописи. Его пьесы характеризуют лаконизм высказывания, суровая простота, но при этом тонкая образность, нередко светлый лиризм и живой юмор.

французские композиторы, Сати, фортепианная музыка

Previous post Next post
Up