Чакона (испан. chacona, итал. ciaccona, франц. chaconne) - первоначально народный танец, известный в Испании с конца 16 в. Размер трёхдольный, темп живой; характер, согласно описаниям М. Сервантеса (новелла "La ulistre Fregona", опубл. 1610), Лопе де Веги (1618) и др., был неистовым и диким; исполнялась Чакона в сопровождении пения и игры на кастаньетах. Многие сохранившиеся записи для лютни и гитары свидетельствуют о быстром распространении Чаконы в Европе, где она видоизменилась: стала медленным плавным танцем сосредоточенно-величавого характера с лирическим оттенком, чаще в миноре, в трёхдольном размере с акцентом на 2-й доле.
В Италии Чакона, сближаясь с пассакалией, обогащается вариационным развитием на основе basso ostinato. Во Франции Чакона становится балетным танцем: Ж. Б. Люлли вставляет её как заключительный номер в финал сценического произведения, что остаётся традицией (например, музыка из оперы "Королева фей" Г. Пёрселла) вплоть до эпохи К. В. Глюка ("Орфей и Эвридика", "Ифигения в Авлиде").
Жан-Батист Люлли. Чакона
Click to view
Со временем название "Чакона" стало применяться к инструментальным нетанцевальным произведениям (один из ранних образцов в Sonate concertate T. Мерулы для 2 скрипок с basso continuo, 1637), как самостоятельным (известнейшая в скрипичной литературе Чакона, приписываемая Т. А. Витали)
Томазо Антонио Витали. Чакона (исп. Д.Ойстрах)
Click to view
или со вступительной пьесой (Прелюдия и Чакона для клавира И. К. Ф. Фишера), так и входящим в партиту, сюиту (сюита G-dur для клавира Генделя, состоящая из прелюдии и Чаконы с 62 вариациями; заключительная часть из его же сюиты d-moll).
Георг Фридрих Гендель. Чакона с 62 вариациями Соль мажор
Click to view
В истории Чаконы видную роль сыграли мастера клавирной и органной музыки У. Бёрд, Дж. Фрескобальди, И. Пахельбель, Д. Букстехуде. Чакона имеет много точек соприкосновения с родственными жанрами. Она нередко упоминается вместе с близкой, но более лиричной сарабандой, а также фолией. В Англии распространение Чаконы было подготовлено традиционными граундом и фэнси, от которых её бывает трудно отличить (например, A Ground in Gamut для клавесина Г. Пёрселла). Во многих случаях композиторы не делали различия между Чаконой и пассакальей. Во Франции оба названия использовались для обозначения произведения типа куплетного рондо, где остинатность присутствует в проведениях рефрена (образцы у Ж. Шамбоньера, Ж. А. д'Англебера, Л. и Ф. Куперена; судя по сохранившимся текстам, сходное строение имели самые старинные песенно-танцевальные европейские Чаконы). Темы в Чаконе небольшие (4- или 8-тактные), с ясной танцевальной метрической организацией. В отличие от пассакальи Чакона представляет собой вариации скорее на гармоническую последовательность с чётким басом, чем на остинатный бас. В целом Чакона проще пассакальи, меньшее применение в ней находит полифония, варьирование носит орнаментальный характер, причём часто (но не обязательно: органная Прелюдия, фуга и Чакона C-dur Букстехуде) орнаментируется бас (например, в Чаконе. с 21 вариацией G-dur для клавира Генделя).
Дитрих Букстехуде. Чакона ми минор
Click to view
Поскольку темы обычно гармонически разомкнуты, проведения легко сливаются, и вариации сплачиваются либо по способу обработки материала, либо по фактурному и тональному признакам: в кантате No 150 И. С. Баха (редкий пример хоровой Чаконы)
Бах. Кантата № 150
Click to view
у Витали Чакона имеет рондообразное строение. Сравнительно с пассакальей Чакона - жанр более камерный, но располагающий богатой потенцией к развитию. Непревзойдённый образец Чаконы - финал партиты No 2 для скрипки соло И. С. Баха, отличающийся большой глубиной и трагической силой:
Бах. Чакона из партиты № 2 (исп. И. Стерн)
Click to view
Существуют многочисленные фортепианные транскрипции этой Чаконы (И. Брамса - для левой руки; Ф. Бузони) и её оркестровые переложения (Н. Г. Рахлина, С. П. Горчакова, Б. П. Ривилиса).
В 19 в. композиторы к Чаконе почти не обращаются; некоторые черты её претворены в таких глубоких сочинениях, как 32 вариации c-moll для фп. Бетховена, финал симфонии No 4 Брамса. Композиторы 20 в. обращаются к жанру Чаконы сравнительно редко: М. Регер (Чакона для скрипки соло, 1909-12), Ф. Бузони (Токката: прелюдия, фантазия, Чакона для фп., 1921), Э. Кшенек (токката и Чакона для фп., 1922), Б. Барток (соната для скрипки соло, 1943-44, 1-я часть), Р. К. Щедрин (Чакона в четырёхдольном размере из "Полифонической тетради" для фп., 1972), латвийский композитор П. Г. Плакидис (финальная Чакона в двудольном размере из "Музыки для фортепиано, струнного оркестра и литавр", 1972).
Макс Регер. Чакона ля минор
Click to view
Чакона практически перестала отличаться от пассакальи (3-я часть фп. трио М. Равеля, некоторые сочинения П. Хиндемита); границы представления о Чаконе в современной музыке почти неопределённы.
Чакона