Музыкант из Сан-Суси

Dec 23, 2016 13:54




Сан-Суси (от фр. sans souci - без забот) - самый известный дворец Фридриха Великого, расположенный в восточной части одноимённого парка в Потсдаме. Дворец был возведён в 1745-1747 годах по проекту самого короля.

Дворец Сан-Суси - единственный, который не связан с демонстрацией военной силы. Это частная резиденция философа, эдакий эрмитаж, в котором он окружает себя любимыми картинами, книгами, собаками, конями, людьми. Вместе с тем, Сан-Суси - это не просто дом. Название «Сан-Суси» - «без забот» - отражает воззрения Фридриха на вопросы жизни и смерти. Он жил как философ и хотел умереть как философ и хотел быть похороненым как философ - без помпы и торжественных шествий. Ещё до строительства дворца, Фридрих распорядился разместить на верхней террасе холма погребальную камеру, где должен был быть похоронен после смерти (изначально он хотел быть похороненым в Райнсберге). Как-то прогуливаясь по верхней террасе, Фридрих указал своему компаньону на строящуюся погребальную камеру, и пояснил «Только когда я буду здесь - я буду без забот». На дворце была размещена надпись «Sans, souci.» и уже потом никто не вспоминал об этом пояснении Фридриха и возникла идея, что король якобы там собирался жить без забот и отдаваться развлечениям.


Вакхи и вакханки на обращённой к югу садовой стороне дворца и бронзовое название дворца
Единственные развлечения, которым предавался в Сан-Суси прусский монарх - это ежедневные вечерние концерты на которых он играл партию флейты и для которых подчас он сам сочинял музыку (он был достаточно плодотворным композитором - 4 симфонии (в понятии того времени, примерно по 10 минут каждая), 4 концерта для флейты с оркестром, 122 сонаты для флейты и клавесина, несколько маршей) и занятия философией.
В концертном зале наиболее ярко проявляется характерное для рококо изобилие декоративных деталей. Рокайлями украшены стены и потолок и обрамлены настенные зеркала и фрески Антуана Пэна. Деревянная обшивка выполнена скульптором и декоратором Иоганном Михаэлем Хоппенхауптом Старшим. Рояль работы Готфрида Зильбермана 1746 года и пюпитр для нот Фридриха Великого, выполненный скульптором-декоратором Мельхиором Камбли в 1767 году, красноречиво говорят о назначении помещения.



Праздничную атмосферу зала во время королевского концерта точно передаёт картина Адольфа фон Менцеля «Флейтовый концерт в Сан-Суси». Фридрих Великий играет на поперечной флейте, ему аккомпанирует Карл Филипп Эммануил Бах, сын Иоганна Себастьяна Баха. Именно в этом помещении 7 мая 1747 года состоялась музыкальная встреча двух гениев - Иоганна Себастьяна Баха и Фридриха Великого. Во время этой встречи король попросил Баха сыграть фугу на тему, которую подготовил лично Фридрих. Бах блестяще сымпровизировал трёхголосную фугу, но для шестиголосной была нужна подготовка. Бах позднее сочинил шестиголосную фугу (т. н. ricercar a 6 voci) и ряд других произведения с использованием «королевской темы» (thema regis), которая потом вылилась в посвящение, названное «Музыкальным приношением».



Адольф фон Менцель. Флейтовый концерт в Сан-Суси. 1852. Старая национальная галерея.
На заднем плане на софе расположилась любимая сестра Фридриха Великого - Вильгельмина Прусская.

А вот и знаменитая музыкальная комната. Король Фридрих II, будучи сам композитором и флейтистом, ежедневно музицировал здесь со своими придворными музыкантами. На стенах огромные зеркала, их рамы украшены изысканной резьбой; в нескольких местах - красивые кресла; паркет, выложенный квадратом, натерт до зеркального блеска. У одной из стен - клавир (это один из инструментов знаменитого мастера Готфрида Зильбермана, которые Фридрих приобрел еще в 40-х годах XVIII века).



Friedrich II 'Der Große' Flute Concerto No.3 in C major

image Click to view


Сейчас дворец пуст, в нем царит тишина... Но легко вообразить, как музыкальную комнату заполняют придворные дамы, берлинская знать, а вот и сам король с флейтой в руке. Таким его запечатлел на одном из рисунков немецкий художник прошлого века Адольф Менцель, иллюстрировавший книгу "Жизнь Фридриха Великого". Позже он написал и картину маслом на этот сюжет.



Friedrich II: Il ré pastore - Sinfonia for 2 flutes, 2 oboes, 2 horns, strings in D major

image Click to view


Среди музыкантов можно представить себе служивших долгие годы при дворе Фридриха Иоганна Кванца - автора знаменитого трактата об игре на флейте, двух из трех братьев Граун - Иоганна Готлиба и Карла Генриха, служивших с 1740 года капельмейстерами королевской капеллы (последний к тому же организовал в 1742 году по поручению короля оперный театр в Берлине), братьев Йиржи и Франтишека Бенду. За клавиром, безусловно, Карл Филипп Эмануэль Бах, второй сын Иоганна Себастиана Баха, известный также под прозвищами "Берлинский", или "Гамбургский" Бах. Менцель достиг замечательного портретного сходства: мы узнаем и короля, и Карла Филиппа Эмануэля, и Кванца. Последний изображен на картине крайним справа. Кванц, по свидетельству д-ра Ч.Черни, должен был кричать "Браво!" после каждого правильно сыгранного соло короля; если же тот играл фальшиво, Кванц должен был кашлять; однажды Фридрих сухо произнес: "Надо что-то предпринять с простудой бедного Кванца!". Эти музыканты были наиболее яркими представителями стиля музыкального сентиментализма, а более точно - так называемой берлинской школы.



Friedrich II Der Große. Flute Concerto No 1 in D major

image Click to view





Friedrich II Der Große. Flute Sonate No. 9 in E minor

image Click to view



Фридрих II Великий, камерная музыка

Previous post Next post
Up