Оригинал взят у
suomilarissa в
ИТАЛИЯ. Равенна. Basilica di San Vitale.Среди восьми раннехристианских памятников Равенны Basilica di San Vitale выделяется совершенством своих мозаик, которые не имеют себе равных за пределами Константинополя.
01.
Базилика была заложена в 527 году равеннским епископом Экклесием после его возвращения из Византии, где он вместе с папой Иоанном I выполнял дипломатическую миссию по поручению Теодориха Великого. Строительство велось на средства греческого ростовщика, Юлиана Аргентария (Серебряника). Все внутреннее мозаичное убранство церкви было создано одновременно в 546-547 годы, c участием в работе разных мастеров.
02
03.
Апсида.
04.
Конха апсиды украшена мозаикой изображающей Иисуса Христа в образе юноши с крестчатым нимбом, сидящего на лазоревой небесной сфере, в окружении двух ангелов. Христос в одной руке держит свиток, опечатанный семью печатями (Откр.5:1), а другой протягивает мученический венец славы святому Виталию, которого подводит к нему ангел. Второй ангел представляет Иисусу равеннского епископа Екклезия, подносящего в дар макет основанной им базилики Сан-Витале.
На боковых стенах апсиды по сторонам от окон расположены мозаичные портреты, изображающие императора Юстиниана и его супругу Феодору в окружении вельмож, придворных дам и священнослужителей. Это исторические портреты, созданные лучшими равеннскими мастерами на основе столичных образцов (В. Н. Лазарев считает, что это были «царские портреты, рассылавшиеся в провинции Византийской империи для копирования»). Создание этих композиций было символом триумфа императора, вернувшего Равенну под византийский патронат.
Императрица изображена стоящей в нарфике, перед ней стоят два телохранителя, один из которых отодвигает завесу перед дверью. В руках Феодоры дар церкви - золотой потир, голова, увенчана диадемой и окружена нимбом, на плечах лежит тяжёлое ожерелье. Подол плаща императрицы украшает сцена поклонения волхвов, что является намёком на подношение самой Феодоры. Фигура царицы (единственная из всех остальных) обрамлена нишей с конхой, которую А. Альфёльди рассматривает как «нишу прославления». Группу придворных дам, идущая за Феодорой, возглавляют две женщины, чьи изображения наделены портретными чертами, (предположительно, Антония и Иоанна - жена и дочь полководца Велисария, лица остальных придворных дам стереотипны.
05.
a
06.
Центр правой стены занимает композиция с изображением жертвоприношений Авеля и Мельхиседека (символический намёк на крестную смерть Христа).
Изображение жертвоприношений на стенах пресбитерия иллюстрирует молитву евхаристического канона римской литургии.
07.
08.
Деталь.
Деталь декора.
09-
10.
Насколько высоки своды базилики и как темно было внутри, можно судить по этому фото, на котором частично виден красивый мраморный пол.
11.
Мозаичный пол.
12.
Внешний вид базилики.
---------------
Фото от 29.6.2013
suomilarissa http://suomilarissa.livejournal.com/15936.html - здесь дополнительная информация о мозаичном панно, что на снимке № 4, изображающую императрицу Феодору. В 2011 году в Хельсинки была выставка некоторых копий мозаик Равенны. На фото этих копий цвет мозаичного панно виден более натурально.