Н.А. Римский-Корсаков. Концерт для фортепиано с оркестром

Nov 17, 2016 00:47


Римский-Корсаков не только одна из крупнейших, но и одна из самых неординарных фигур в истории музыки. Он - олицетворение самопожертвования. Многие годы посвящает он обработке произведений своего друга Мусоргского. С исключительной заботливостью отделывает он партитуру «Бориса Годунова», чтобы этот шедевр мог предстать перед публикой во всем совершенстве и блеске. Точно так же помогает он Бородину, принимает участие в подготовке к изданию наследия Даргомыжского. Такая готовность к самопожертвованию встречается, пожалуй, еще только у Ференца Листа. Римский-Корсаков был вдохновенным педагогом. Вот лишь самые известные из его многочисленных учеников:  Антон Аренский, Александр Глазунов, Михаил Гнесин, Александр Гречанинов, Михаил Ипполитов-Иванов, Анатолий Лядов, Николай Мясковский, Сергей Прокофьев, Отторино Респиги, Игорь Стравинский, Александр Танеев, Николай Черепнин.



Николай Андреевич Римский-Корсаков. Портрет кисти Ильи Репина
Композитор был также образцом в отношении постоянного самосовершенствования и поразительного усердия в работе. Многие годы трудится он, усовершенствуя свои знания и свое мастерство. Римский-Корсаков изучает Баха и Палестрину; будучи одним из пионеров современной музыки, он в то же время усваивает технику полифонии, применявшуюся великими композиторами XVI и XVII столетий, так как считает, что лишь в совершенстве владея всеми приемами полифонии, можно свободно и легко создавать музыкальную ткань. Композитор пользуется техникой классиков как своим родным языком. Страстный поклонник народного искусства, он, по примеру Глинки, изучает не только русский фольклор, но и сербское, испанское и итальянское народное искусство. Римский-Корсаков публикует два сборника, содержащих самые красивые древние мелодии русской музыки.



Валентин Серов. Портрет Н. А. Римского-Корсакова, 1898.

Все это - характерные черты Римского-Корсакова, человека, ученого, выдающегося педагога, который в своем творчестве, в хорах и операх, в концертах и камерных произведениях, в фортепианных пьесах и романсах воспроизводит мир пленительных мелодий, покоряющих ритмов и тысячи оттенков настроения, - все то, чем так богат русский музыкальный фольклор. Удивительный сказочник в «Шехеразаде», лирик в «Майской ночи», сатирик в «Золотом петушке», симфонист в «Антаре», «Сербской фантазии», «Испанском каприччо» или в концерте для фортепиано с оркестром, он встает перед нами как художник с неистощимой фантазией, богатейшим запасом мелодий, создающий такие возможности для солиста и оркестра, подобных которым мало в богатом музыкой XIX столетии.
Симфонической музыке Римский-Корсаков отдавал значительно меньше времени и сил, чем оперному творчеству. Число его симфонических сочинений сравнительно невелико. Но по художественной мощи, по глубине и изумительной самобытности они занимают  достойное место рядом с его операми.

Концерт для фортепиано с оркестром до-диез минор написан в 1883 году.

image Click to view


Игорь Жуков, ф-но
Геннадий Рождественский, дирижёр
Симфонический оркестр Московского радио
При имени Римского-Корсакова любители опер и концертов сейчас же вспоминают песню индийского гостя из «Садко», полет шмеля из «Царя Салтана» и вкрадчивый голос скрипки из «Шехеразады». Эти мелодии запали в души любителей музыки так же глубоко, как пословицы, тысячи раз использованные и тысячи раз проверенные действительностью. Создатель «Шехерезады» пользуется такой популярностью потому, что говорит на общепонятном языке, потому, что, выражая присущие всем человеческие чувства, он создал человечный, понятный музыкальный язык, совершенство и скрытую утонченность которого признают даже самые придирчивые музыковеды. А колоритность потока его мелодий, сверкающая сказочными огнями, покоряет и начинающего слушателя, того, кто, быть может, еще никогда не был на концерте.

Источник

Римский-Корсаков, концерт для фортепиано с оркестром, симфоническая музыка

Previous post Next post
Up