Выставка "Рафаэль. Поэзия образа" или Красота Невыразимого...

Nov 16, 2016 02:23

Оригинал взят у vladimirdar в Выставка "Рафаэль. Поэзия образа" или Красота Невыразимого...


Всего 34 фото

Все-таки чудеса происходят с нами. На эту выставку меня пригласили друзья. Так, что не пришлось мне выстаивать на первом московском морозе часами, в очереди за прекрасным, в Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, где проходит сейчас выставка «Рафаэль. Поэзия образа». Когда ты только произносишь «Рафаэль» или слышишь это имя, из коллективного безсознательного человечества сразу проявляются множество возвышенных, чистых, нечеловечески-божественных и светлых образов, в том числе и "Сикстинской Мадонны". А душу, одновременно, охватывает умиротворение, спокойствие и невыразимая словами гармония… В этом смысле нам очень повезло, что в Москве проходит такая уникальная выставка произведений Рафаэля Санти из Галерей Уффици и других собраний Италии. Наверное ни от одной выставки подобного рода у меня не появлялось таких полных, сильных ощущений и возвышенных душевных чувств. Писать о Рафаэле как просто, так и, одновремено, очень трудно. С одной стороны, совершенно безнадежно написать что-либо такое, о чем не было написано высокими искусствоведами всех уровней и категорий, а с другой стороны - это удовольствие, потому, что рядом с такими произведениями искусства чувствуешь себя просто и легко, потому, что они позволяют выразить для себя именно себя самого...

Фотокамеру я с собой в этот раз не брал, предполагая, что фотографировать не разрешат. Однако у этой удивительной выставки оказалась еще одна светлая сторона - фотографировать было можно и все эти снимки сделаны камерой смартфона, поэтому кое-какие общие планы будут с некоторым цифровым  шумом. Но главное не это, а то, что мы сейчас сделаем попытку погрузиться в этот непередаваемый мир божественных образов и чувственный мир людей, живших рядом с Рафаэлем около 500 лет назад. Картин и рисунков на выставке представлено немного, но скажу сразу, этого вполне оказалось достаточно по насыщенности впечатлений. Да, и, скажу банальность относительно этого - дело не в количестве, а в качестве…

Однако, начнем все по порядку.
Углубляться в деталях в судьбы Рафаэля Санти, мы не будем, и почти сразу приступим к осмотру этой удивительной выставки.

Слава Рафаэля пережила его на три с лишним столетия: до конца XVIII века его имя повсеместно служило синонимом живописи, искусства и красоты, а потом сделалось синонимом академизма.
02.


Те 11 работ, что экспонируются в ГМИИ имени Пушкина, относятся в основном к безоблачному флорентийскому периоду, к 1504-1508 годам. Среди них - несколько хрестоматийных его вещей: парные портреты Аньоло и Маддалены Дони, "Святая Цецилия", "Автопортрет" 1505 года из Уффици. Флорентийский период - период Мадонн, которых Рафаэль пишет одну за другой, раз от раза все более совершенствуя, упрощая и одновременно усложняя композиционные схемы. На примере эволюции флорентийских Мадонн обычно объясняют, в чем состоит его гений...
03.



Мы вступаем на территорию Рафаэля, где царят Красота, Поэзия и их чувственные образы...
04.


05.



Итальянские кураторы выставки сосредоточили внимание на том, как Рафаэль изображает человеческое лицо, показав несколько ярких примеров - женских и мужских портретов кисти художника из государственных собраний Италии. Портрет, включая автопортрет, занимает центральное место в творчестве Рафаэля и характерной его особенностью является умение соединить в одном образе конкретное и всеобщее. При этом мастер, чьи творения отличаются непревзойденной грацией и изяществом, мог исключительно правдиво передавать и не самые привлекательные черты лица модели, но при этом достоверные детали он наполнял высшим смыслом, следуя собственному пониманию всемирной гармонии, в которой случайное становится частью вечности. В экспозиции также представлены картины, на которых изображены лики ангелов или святых, в которых в полной мере воплотились присущие Рафаэлю идеалы художественного совершенства.
06.



Автопортрет Рафаэля из собрания Галереи Уффици - первое из нескольких известных изображений мастера. Другим и более знаменитым является автопортрет художника в его знаменитой фреске «Афинская школа» в Ватиканских станцах, где мастер изобразил себя в окружении своих современников, «титанов» Возрождения, - Леонардо да Винчи, Микеланджело и архитектора Браманте - в образах античных философов. Автопортет из собрания Галереи Уффици был выполнен в 1505 году, когда Рафаэлю было 22 года. Можно предположить, что уже до своего переезда во Флоренцию, с которого начнется новый этап в жизни и творчестве художника, Рафаэль ощущал себя вполне состоявшимся мастером, ведь жанр автопортрета неотделим от размышлений художника о себе и своем общественном статусе.
07.


Рафаэль Санти. Автопортрет. Около 1505 г. Галереи Уффици, Флоренция.
08.


На Автопортрете из Галереи Уффици мы видим юношеское лицо с правильными чертами, с которым гармонирует изысканная элегантность внешне неброского костюма. Нейтральный фон композиции, лишенный театральности, скромная одежда, аккуратно забранные под берет волосы свидетельствуют о стремлении художника к определенному идеалу красоты, воспринимаемой и как духовное совершенство. Внутренняя гармония и изящество этого образа близки идеалам ренессансного гуманиста и друга художника Бальдассаре Кастильоне, которые получили отражение в его знаменитом трактате «О придворном». В нем, в частности, прославляется особое качество, называемое «sprezzatura» - умение человека вести себя так, как будто все ему дается легко, не выставлять напоказ усилий, благодаря которым достигнут результат.
На протяжении всего своего творческого пути Рафаэль будет именно тем художником, который воплощал в жизнь ренессансное представление о живописи как о высоком искусстве, родственном труду литераторов и поэтов.09.



Небольшой по размерам фрагмент алтаря с изображением головы ангела обладает несомненной привлекательностью. Монументальность композиции, насыщенные и контрастные цвета в сочетании с изысканным золотистым свечением, жемчужной переливчатостью тканей и тонкими чертами лица юной модели выдают в нем произведение зрелого художника. Между тем, перед нами деталь большей композиции, исполненной Рафаэлем для церкви Сант Агостино в Читта ди Кастелло, небольшом городе недалеко от Перуджи. Этот алтарный образ, оплаченный богатым торговцем шерстью по имени Андреа Барончи, был заказан Рафаэлю, которого в документах уже называют «мастер», «magister», а это значит, что он работал как самостоятельный художник. В центре алтаря фигура святого Николая Толентинского, побеждающего дьявола, а по сторонам - ангелы, держащие в руках таблички с латинским текстом церковной службы. Образ, представленный на выставке, находился справа от святого Николая.
10.

Рафаэль Санти. Голова ангела. 1501 г. Дерево, масло (перенесена на холст). Пинакотека Тозио Мартиненго, Брешиа.

Написанное в 1501 году произведение позволяет понять пути становления художественного языка Рафаэля. В исполнении этого образа, воплощающего гармонию и спокойствие, легко увидеть характерный рафаэлевский тип лица, обрамленного развевающимися кудрями, которые написаны свободно длинными и мазками кисти. Возникают очевидные стилистические параллели с работами учителя Рафаэля - Пьетро Перуджино. Также ощутимо влияние других художников умбрийской школы - Бернардино Пинтуриккио и Луки Синьорелли, близко знакомого с заказчиком алтарной композиции. Фрагмент алтаря с образом ангела, освобожденный из-под слоя позднейших записей, закрывавших все изображение, кроме лица и плеч, предстал теперь в своем первозданном виде.
11.



Рисунок с погрудным изображением молодой женщины в профиль из Галереи Уффицци долгое время приписывали флорентийскому скульптору Мино да Фьезоле, однако перед нами, несомненно, одна из наиболее изящных графических работ Рафаэля. Периодом ее создания можно считать время его пребывания в Умбрии, до переезда во Флоренцию. Этот рисунок нельзя с уверенностью соотнести ни с одной из известных картин мастера, а потому исследователи сошлись на том, что он был сделан с натуры.
12.

Рафаэль Санти. Погрудное изображение молодой женщины в профиль. Бумага, черный мел, перо, тушь, свинцовые белила, следы металлического штифта. 254×160 мм. Галереи Уффици, Кабинет рисунков и гравюр, Флоренция.

В этом рисунке Рафаэль не просто воспроизводит характерный для тосканских мастеров тип профильного портрета: свойственному им завуалированному изяществу он придает большую пластичность, сосредотачиваясь на мягких, округлых формах, благодаря которым фигура кажется объемной. Здесь уже угадываются индивидуальные особенности стилистики художника, но при этом еще отчетливо прослеживается связь с изобразительным языком, сформировавшимся под влиянием Перуджино.
13.



На выставке очень много экскурсионных групп, поэтому иногда к картине сложно "пробиться"...
14.



Потртет Элизабетты Гонзага, супруги герцога Урбинского Гвидобальдо да Монтефельтро, составляет пару с портретом ее мужа, также находящимся в Галерее Уффици. Композиция картины нетипична: отказываясь как от традиционного изображения в профиль, так и от поворота в три четверти, художник выбирает ракурс анфас, сообщающий лицу герцогини торжественную неподвижность. Старинные каталоги, описывающие этот портрет, отмечают детали костюма: украшение в виде скорпиона на лбу, золотые цепочки и платье, украшенное золотым шитьем на черном фоне. Черный и золотой - два геральдических цвета Урбино, присутствующие на гербе герцогов, которые восхищались работами молодого Рафаэля. На парном портрете, который не представлен на выставке, герцог Гвидобальдо одет в те же цвета.
15.


Утонченность и элегантность Элизабетты, переданные в этой работе, находят отражение в строках, которые посвятил ей Бальдассаре Кастильоне на страницах своего трактата «Придворный». В нем мантуанский писатель, в 1504 году прибывший к урбинскому двору и поступивший на службу к Гвидобальдо, превозносит герцогиню как источник вдохновения, средоточие благородства и добродетелей. Отправившись в Англию в 1506 году с дипломатической миссией, он взял с собой ее потрет, скрыв его под зеркалом, чтобы мысленно соединять собственное отражение со скрытым под ним образом Элизабетты, в которую был влюблен. По мнению некоторых ученых, темная рамка вокруг изображения дает основания считать, что перед нами тот самый портрет, который Кастильоне взял с собой. Картина до сих пор вызывает множество вопросов. Куфическое письмо на воротнике модели невозможно расшифровать, а украшение в виде скорпиона, держащего драгоценный камень, возможно, имеет отношение к мелотезии - эзотерической науке, связывавшей органы человека с зодиакальными знаками.
16.


Рафаэль Санти. Портрет Элизабетты Гонзага. Дерево, масло. 52,9×37,4 см. Галереи Уффици, Галерея статуй и картин, Флоренция.

Хранящийся в Галерее Уффици лист «Голова женщины в профиль» ранее считался портретом Аталанты Бальони, знатной дамы, заказавшей Рафаэлю работу «Снятие с креста» для семейной капеллы в церкви Сан Франческо аль Прато в Перудже. Однако ни эта, ни другие версии относительно того, кто именно изображен на рисунке, не находят подтверждений.
Характерная поза с чуть склоненной головой, сжатыми губами и устремленным вниз взглядом восходит к образцам классической древности, где изображение душевных страданий и скорби сочетается со сдержанностью и достоинством. Высокая художественная ценность рисунка обусловлена не только глубиной образного решения - немалую роль здесь играет филигранная техника исполнения. Произведение демонстрирует превосходное владение приемами работы пером и чернилами - излюбленным графическим материалом тосканских художников тех лет. Отточить эти приемы Рафаэль мог за время пребывания во Флоренции. Несмотря на лаконичность линий, объем и пластичность рисунку придает использование широкой гаммы штрихов различной интенсивности, что особенно ярко выражено в трактовке лица, где тщательная моделировка достигается за счет живописных эффектов светотени.
17.


Рафаэль Санти. Голова женщины в профиль. Бумага, перо, чернила. 264×188 мм. Галереи Уффици, Кабинет рисунков и гравюр, Флоренция.

Рисунок, автором которого, судя по надписи на обороте, некогда считался художник Франчабиджо, со второй половины XIX века единодушно приписывается Рафаэлю Санти и признается подготовительным для композиции картины «Мадонна Грандука», представленной на выставке.
18.

Рафаэль Санти. Мадонна с Младенцем (рисунок к Мадонне Грандука). Бумага, черный мел, легкая растушевка, металлический штифт. 211×184 мм. Галереи Уффици, Кабинет рисунков и гравюр, Флоренция.

Рисунок отражает один из этапов рождения замысла живописного произведения: как известно, прежде чем прийти к окончательному решению, Рафаэль рассматривал несколько вариантов.
19.


20.



«Экстаз Святой Цецилии со святыми Павлом, Иоанном Евангелистом, Августином и Марией Магдалиной» - одно из самых известных изображений святой Цецилии, покровительницы музыки, и, может быть, одно из самых знаменитых произведений живописи в истории мирового искусства. Об этой работе Рафаэля с восторгом отзывался Джорджо Вазари, автор знаменитых «Жизнеописаний прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов». Вот что пишет Вазари: «На картине изображена святая Цецилия, которая прислушивается к божественным звукам, ослепленная сиянием небесного хора поющих ангелов и вся во власти гармонии. В ее чертах видна та отрешенность, которую можно наблюдать на лицах людей, находящихся в состоянии восторга. У ног ее разбросаны музыкальные инструменты, которые кажутся доподлинно существующими, а не написанными на полотне, таковы же ее покрывала и парчовые одеяния, а под ними - поразительно написанная власяница».
21.

Рафаэль Санти. Экстаз Святой Цецилии со святыми Павлом, Иоанном Евангелистом, Августином и Марией Магдалиной. Дерево, масло (перенесена на холст). 236×149 см. Болонья, Национальная пинакотека.

Произведение, выполненное в последние годы жизни Рафаэля, когда вокруг него сложился круг учеников, почти полностью написано им самим. Лишь музыкальные инструменты на переднем плане - работа Джованни да Удине, о чем говорил все тот же Вазари. Правоту его слов доказали современные технологические исследования.
По сторонам от центральной фигуры стоят погруженный в свои мысли святой Павел и обращенная к зрителю Мария Магдалина. Святые Иоанн и Августин молча обмениваются взглядами. Еще первые комментаторы замечали, что противопоставление ангельского хора и разбросанных по земле разбитых музыкальных инструментов - символ контраста между музыкой земной и небесной.

Апостол Павел написан в красном плаще и зелёной тунике, он опирается на меч (ему как римскому гражданину отсекли голову, а не распяли), а в руках держит одно из своих посланий. Иоанн по традиции изображён юным и красивым, у его ног - орёл, символ этого апостола
(мои зам. - По идее - орел - символ апостола Иоанна...).
22.


Цецилия, которой дано слышать недоступную другим людям «музыку сфер», становится посредницей между музыкой небесной и земной. С этой целью она, согласно устному преданию, изобрела орган - инструмент, который наилучшим образом может донести до людей музыку ангелов.
23.



С момента своего появления и во все последующие времена это произведение великого мастера вызывает восхищение. В XVIII веке о «Святой Цецилии…» писал Вольфганг Гёте, а в следующем, XIX столетии, композитор Ференц Лист назвал ее «волшебно прекрасным выражением всего благороднейшего и идеальнейшего, чем обладает человеческая форма, чудом грации, чистоты и гармонии и одновременно совершенным символом искусства». С восторгом отзывался о картине и Александр Иванов, в 1834 году посетивший Болонскую пинакотеку.24.



Своим названием «Мадонна Грандука», то есть «Мадонна Великого герцога», обязана истории приобретения картины Галереей Уффици в начале XIX века. Изначальное местонахождение и обстоятельства создания картины остаются неизвестными, но с тех пор почти единогласно она считается работой Рафаэля флорентийского периода его творчества. В промежутке между 1505 и 1508 годом художник создал целую серию небольших изображений Мадонны с Младенцем, отражающих поиски новых композиционных решений, а также влияние Леонардо да Винчи. Особенный характер живописи, близкий леонардовскому художественному приему сфумато, и характерные цветовые сочетания могут напомнить нам хорошо известную «Мадонну Бенуа», хранящуюся в Государственном Эрмитаже.
25.

Рафаэль Санти. Мадонна с Младенцем (Мадонна Грандука). Дерево, масло. 84,4×54 см. Галереи Уффици, Палатинская галерея, Флоренция.

Изображенная в момент минутной задумчивости, Мария предстает перед зрителем в традиционном красном платье (это цвет крови, пролитой Иисусом на кресте) и синей накидке (голубой цвет символизирует непорочность). Ее фигура слегка развернута вправо, однако эта поза уравновешена движением Младенца в противоположном направлении. Композиция, характерная низким срезом фигуры Богоматери выше колен, и почти столбообразным соединением фигур, напоминает о флорентийской скульптуре предшествующего столетия - барельефах, исполненных мастерами Лука делла Роббиа и Донателло. Такая трактовка Рафаэлем образа Пресвятой Богородицы была принята последующими поколениями в качестве эталона, как и многие другие находки урбинского мастера.
26.


Об экспериментах и поисках, предшествовавших созданию этой композиции, рассказывает подготовительный рисунок, также представленный на выставке. В нем изображен пейзаж, послуживший поводом для некоторых исследователей усомниться в оригинальности фона картины. Рентгеновские исследования показали, что изначальная композиция включала комнату с окном, через которую был виден пейзаж, а темный фон был добавлен позднее.
27.


28.



Женский портрет, широко известный как «Немая», был написан Рафаэлем во Флоренции непосредственно перед отъездом в Рим и обнаруживает влияние творчества Леонардо да Винчи. Несколько веков картина хранилась во флорентийской Галерее Уффици, откуда позже была передана в родной город Рафаэля - Урбино и теперь находится в Национальной галерее области Марке. Авторство Рафаэля ранее вызывало споры, но последняя реставрация развеяла все сомнения. Остается неизвестным, кто именно изображен на картине, ясно лишь, что эта дама принадлежала к двум знатным родам - по отцу и по мужу - и происходила из богатого флорентийского сословия того времени. Условное название портрета - «Немая» - тоже не следует понимать буквально.
29.

Рафаэль Санти. Женский портрет (Немая). 1507 год. Дерево, масло. 65,2×48 см. Палаццо Дукале, Национальная галерея Марке, Урбино (отдана на хранение из Галереи Уффици во Флоренции).

Влияние Леонардо да Винчи на творчество Рафаэля определило более всего позу героини картины, чьи характерно скрещенные руки, - подражание «Джоконде», хотя напоминают также портреты Рогира ван дер Вейдена. Работы нидерландцев Рафаэль мог видеть и до приезда во Флоренцию и во время пребывания в этом городе.
Сидящая вполоборота к зрителю дама заставляет вспомнить об образе Джиневры де Бенчи - другом портрете Леонардо, который нравился молодому Рафаэлю. Однако таинственная живость образов да Винчи превращается у Рафаэля в спокойную естественность, достигнутую уравновешенным распределением пластических объемов, тонко сбалансированным колоритом и мягкими переходами светотени. Ювелирные украшения - три кольца, цепочка из золота и крест с эмалями - дополняют характеристику модели, точно указывая на ее высокий социальный статус. Характерным для Рафаэля вниманием к деталям в полной мере компенсируется ограниченное в диапазоне цветовое решение, которое объединяет всю композицию сложнейшими хроматическими соотношениями.
30.



Портрет Аньоло Дони, богатого флорентийского торговца тканями, и его супруги Маддалены, происходившей из древнего флорентийского рода Строцци, были написаны Рафаэлем вскоре после переезда во Флоренцию из Умбрии.
31.


Рафаэль Санти. Портрет Аньоло Дони. 1504-1507 гг. Дерево (липа), масло. 63,5×45 см. Галереи Уффици, Палатинская галерея, Флоренция.

Аньоло Дони принадлежал к кругу флорентийских меценатов, стремившихся приобретать произведения искусства у самых знаменитых художников своего времени. Композиция портретов супругов Дони говорит о том, что перед нами парные изображения, связанные очевидной стилистической близостью.
32.


Низкий горизонт пейзажа позади изображенных сосредотачивает внимание зрителя на их фигурах, приобретающих особую значительность, а равномерный свет выявляет черты лиц, помогая обозначить характеры персонажей, а также подчеркивает детали костюма и изысканные украшения, указывающие на их социальный статус. Так, подвеска на шее Маддалены, украшенная рубином, изумрудом, сапфиром и жемчужиной, намекает на девственную чистоту и супружескую верность.

Пространственный разворот модели на потрете и положение рук близко повторяют прославленную «Джоконду» Леонардо. Однако недосказанность образа и живописный прием сфумато, присущие «Джоконде», сменяются здесь абсолютной ясностью форм и цвета и интересом к деталям, благодаря чему художнику удается передать неповторимую индивидуальность характеров портретируемых.33.



Рафаэль Санти. Портрет Маддалены Дони. Урожд. Строцци. 1505-1506 гг. Галерея Питти, Флоренция.
34.


В заключении немного моих субъективных впечатлений.

Выставка оставила удивительное ощущение и, это безо всяких чрезмерно восторженных эпитетов, "потому, что это, типа, - Рафаэль".
Наверное, впервые в жизни, я ощутил на выставке полную и всецелую внутреннюю и внешнюю гармонию. Есть еще и другие ощущения, но они просто "не ложаться на слова". Проходя снова и снова по пространствам этой выставки, от картине к картине, наполняешься какой-то невысказанной благодатью, какой-то незримой золотистой энергией Любви, Принятия и этой Жизни как таковой. Эмоции переполняли и мягко укладывались в сознании... Ощущения менялись и становились все более и более тонко "благоухающими", по другому и не скажешь. Складывалось удивительное ощущения единения этой Красоты и со всеми посетителями выставки. Для меня это был восторженно-обескураживающий волнующий опыт. Особо отмечу свое полное и невыразимое восхищение Мадонной с Младенцем!

Также необходимо сказать и о созданном образе выставки - все было тонко, изысканно и гениально легко. Очевидно, сам Рафаэль Санти воодушевлял авторов выставки...) Добавлю еще о прекрасном волшебном свете, созданным авторами этого волнующего события; бликуюших картин практически не было, что сейчас еще такая редкость...

Источники:

Материалы выставки Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Материалы аудиогидов Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Анна Толстова о выставке «Рафаэль. Поэзия образа» в ГМИИ имени Пушкина. Коммерсант. ru. Ъ-Weekend. 09.09.2016.
Анна Вчерашняя. Рафаэль Санти. Экстаз Святой Цецилии. Артхив.

© Vladimir d’Ar, 2016

художники, выставки, Рафаэль

Previous post Next post
Up