Винченцо Галилей: отец Галилео Галилея, теоретик музыки, композитор и лютнист

Oct 25, 2016 17:06


Галилей  Винченцо (итал. Vincenzo Galilei; 3 апреля 1520, Санта-Мария-а-Монте, близ Флоренции - 2 июля 1591, Флоренция) - итальянский теоретик музыки, композитор, лютнист. Отец Галилео Галилея. Галилеи - знатный, но обедневший дворянский род. Полное имя Галилео Галилея: Галилео ди Винченцо Бонайути де Галилей (итал. Galileo di Vincenzo Bonaiuti de' Galilei). Представители рода Галилеев упоминаются в документах с XIV века. Несколько его прямых предков были приорами (членами правящего совета) Флорентийской республики, а прапрадед Галилея, известный врач, тоже носивший имя Галилео, в 1445 году был избран главой республики.В семье Винченцо Галилея и Джулии Амманнати было шестеро детей, но выжить удалось четверым: Галилео (старшему из детей), дочерям Вирджинии, Ливии и младшему сыну Микеланджело, который в дальнейшем тоже приобрел известность как композитор-лютнист.
Член и активный участник Флорентийской камераты. По свидетельству современников, считался лучшим лютнистом Флоренции, автор мадригалов и пьес для лютни.

Учился в Венеции у Джозеффо Царлино (около 1563). Диалог «Фро́нимо» (Fronimo; Венеция, 1569; 2-я редакция: там же, 1584) представляет собой первую полноценную школу игры на лютне. Галилей аргументировал предпочтительность лютни органу тем, что именно она способна выражать «гармонические аффекты, такие, как жёсткость и мягкость, терпкость и сладость, крики, плачи, жалобы и причитания, с таким чудесным изяществом».

V. Galilei:Fronimo

image Click to view




I. Fantasia terza (1568) - 0:00
II. Duo del primo Modo (1584) - 2:23
Исполняет Massimo Lonardi - лютня
На формирование музыкально-эстетических воззрений Галилея оказал решающее влияние Джироламо Меи, после чего его отношение к работам Царлино резко изменилось. В трактате «Компендий теоретической музыки» (итал. Compendio nella theorica della musica; рукопись около 1572 года, не опубликована) пришёл к мысли о несовместимости античной и современной ему итальянской музыки, о тщетности реконструкций древности. Критикуя своего учителя, развивал эту мысль в трактате «Диалог о древней и новой музыке» (Dialogo <…> della musica antica et della moderna; Флоренция, 1581). Ряд трактатов Галилея о гармонии и контрапункте, в том числе «Обсуждение энармоники, как её используют, и того, кто был автором хроматики» (Discorso intorno all’uso dell’enarmonico et de chi fusse autore del cromatico, 1591), критически оценивающий эксперименты соотечественников в микротоновой музыке, не был опубликован при жизни и сохранился в рукописи.

Vincenzo Galilei - Recercare del nono tuono

image Click to view

Для эстетики Галилея центральной была мысль об утрате присущего античности аффекта в современной музыке, целью которой стало (по его мнению) одно удовольствие, поверхностная приятность. Вокальную музыку современников резко, иронично критиковал за преувеличенную звукоизобразительность, буквальное следование музыки за словом. Считал, что традиционный (имитационно-полифонический) контрапункт усложняет восприятие и снижает эффект непосредственного воздействия музыки на душу, вследствие чего активно пропагандировал «монодию», то есть мелодию, понимаемую им как несущий элемент фактуры, главную музыкальную мысль.

Gagliarda Ciparissa, Contrappunto 10 - V. Galilei

image Click to view


Теоретические исследования Галилея проложили дорогу музыке Нового времени с её гомофонным складом и равномерно темперированным строем, то есть материей классико-романтической гармонии. Проведя ряд физических экспериментов, доказал (по-видимому, впервые в истории): для того чтобы 2 одинаковые по длине, толщине и качеству (d’ugual lunghezza, grossezza, & bontà) струны произвели определённый музыкальный интервал, массы привешиваемых к этим струнам грузов должны быть квадратами отношения, соответствующего этому интервалу, а вовсе не аналогами того же самого отношения (как считалось в традиционной теории музыки, в том числе в «Основах музыки» Боэция).

Vincenzo Galilei - Caronte a 5 di Morales, Fuga a due liuti

image Click to view


Галилей - автор двух сборников мадригалов (1574, 1587), многих инструментальных пьес, в основном, для лютни. Среди последних - сборник «Книга лютневой табулатуры» (1584), который содержит (среди прочего) экспериментальную сюиту из 24 тройных «микроциклов» (пассамеццо-романеска-сальтарелла) во всех 12-ти тональностях, то есть на 12 высотных позициях хроматической гаммы. Авангардные сочинения Галилея в «монодическом» стиле не сохранились.

Gagliarda Moravia, Contrappunto 24, Qual Miracolo Amore

image Click to view



A Due Liuti : Duo tutti di fantasia, Vincenzo Galilei

image Click to view



Vincenzo Galilei (лютня)

Прелюдия, Танец, Ричеркар, Сальтарелло

image Click to view

Источник

лютневая музыка, итальянские композиторы, Галилей, старинная музыка

Previous post Next post
Up