Великолепное произведение с интригующим названием «Взлетающий жаворонок» (The Lark Ascending). В стиле, в котором оно написано есть элементы народной музыки и импрессионизма.
Автор этого романса для скрипки и оркестра - Ральф Воан-Уильямс (Ralph Vaughan Williams), крупнейший английский композитор 20 века. Пьеса написана в 1914 году (для скрипки и фортепиано), вариант с оркестром - в 1920. Она чрезвычайно популярна среди британских слушателей. С 2007 по 2010 год была признана номером один в рейтинге британской радиостанции «Classic FM», в 2011 году попала на второе место после фортепианного концерта Рахманинова № 2.
На его создание композитора вдохновило стихотворение Джорджа Мередита (George Meredith) с тем же названием.
Click to view
Ральф Воан-Уильямс родился 12 октября 1872 года в деревне Даун-Ампни (графство Глостершир), умер 26 августа 1958 года в Лондоне. Учился у Пэрри, Вуда и Стэнфорда - композиторов, которые вместе с Элгаром способствовали долгожданному пробуждению английской композиторской школы. В 1894 году Воан-Уильямс получает степень бакалавра музыки, в 1901 - доктора (музыкальное образование он получал в Кембридже и лондонском Королевском музыкальном колледже).
В 1903 году Воан-Уильямс начинает активно изучать английский фольклор (который незадолго до этого был в буквальном смысле открыт заново), а вскоре становится одним из основателей Общества народной песни. Параллельно фольклористическим изысканиям Воан-Уильямс постоянно работает и в области церковной музыки (в частности, редактирует «Английский гимнарий»). Под влиянием народной и церковной музыки формируется авторский стиль. В 1908 году Воан-Уильямс посетил Париж, где учился композиции у Равеля («единственный из моих учеников, который не пишет мою музыку» - однажды охарактеризовал его французский мастер). Скорее всего, гениальный учитель лишь подтвердил то, что талантливый ученик и сам в себе чувствовал, помог это вывести на поверхность - но в этом и есть смысл преподавания композиции…
«Взлетающий жаворонок» - «романс» для скрипки с оркестром, ставший последним из предвоенных сочинений Воан-Уильямса. Он прошёл всю войну, сначала дневальным в санитарном корпусе, потом в качестве артиллерийского офицера. Глубочайшее впечатление оставляет война в каждом, кто видел её. Конечно, эти события не могли не повлиять на строй мыслей композитора, не могли не разделить его жизнь и творчество на «до» и «после»… В 1917 году он начинает писать «Пасторальную» симфонию, словно защищая себя и свою музыку от разрушения, постигшего всё вокруг. Музыка «Пасторальной симфонии» - прощание с мечтами романтизма, она о крае, где пел этот жаворонок, о мире, который, казалось был безвозвратно загублен. Такой мир где-то по-прежнему существует, но кажется, что человеку там уже не найдётся места - не потому ли так грустно слушать «взлетающую» скрипку?.. Воан-Уильямс сопротивлялся ужасам войны, которая закалила его характер и дала толчок ещё более интенсивной творческой и гуманистической деятельности.
«Мы должны слушать музыку так, как если бы принимали участие в её создании» - эта фраза композитора - один из ключей к его творчеству. Музыка Воан-Уильямса не требует того, чтобы ей посвящали диссертации, научные «труды». Она как будто говорит: «Послушайте меня, просто послушайте - и сами всё поймёте»…