Великие дирижеры. Отто Клемперер

May 14, 2016 23:02


Клемперер-дирижер - огромная загадка природы, ее неповторимое чудо. Он создан с ювелирно точной отработкой всего внешнего, поразительной силой и многогранностью внутреннего. Все в нем задумано для одной цели: он - дирижер.

Н. СацОтто Клемперер (14 мая 1885, Бреслау - 6 июля 1973, Цюрих), 131 год со дня рождения - необычайно вдумчивый и глубокий дирижёр. Это его свойство отчасти выразилось в предпочтении несколько замедленных темпов. Однако оно же весьма способствовало усилению богатства звучания оркестра, особой величавой торжественности стиля. Затраты слушателя на вхождение в мир его исполнительской манеры всегда потом компенсировались той духовной высотой, на которую он поднимал с собой, - будь то музыка Баха или Вагнера. Он был беззаветно предан музыкальному искусству и может быть причислен к числу наиболее значительных дирижёров классической музыки XX века.



Брукнер. Симфония № 7

image Click to view





«Когда поняли, вернее, инстинктом учуяли, что такое Клемперер, на него стали ходить так, что огромный зал филармонии не может уже больше вместить всех желающих послушать, а главное - посмотреть знаменитого дирижера. Не видеть Клемперера - это значит лишить себя большой дозы впечатления. С момента выхода на эстраду Клемперер властно завладевает вниманием аудитории. Она с напряженным вниманием следит за его жестом. Человек, стоящий за пустым пультом (партитура - в голове), постепенно растет и заполняет собой весь зал. Все сливается в одном акте творчества, в котором, кажется, принимают участие все присутствующие. Клемперер впитывает в себя волевые заряды отдельных индивидуумов, чтобы разрядить накопленную психологическую энергию в мощном, увлекающем и захватывающем творческом порыве, не знающем преград... Вот в этом неудержимом вовлечении в свое искусство всех слушателей, теряющих грань между собой и дирижером и возвышающихся до творческого осознания величайших музыкальных композиций, заключается секрет того колоссального успеха, которым вполне заслуженно пользуется у нас Клемперер». Так описывал один из ленинградских критиков свои впечатления от первых встреч с артистом.

Брамс. Симфония № 4

image Click to view


Весь жизненный и творческий путь дирижера является примером беззаветного, самоотверженного служения искусству. Родившись в Бреславле, в семье коммерсанта, он получил первые уроки музыки у матери, пианистки-любительницы. Окончив гимназию, юноша тоже собирался стать пианистом, одновременно изучал теорию композиции. «Все это время,- вспоминает Клемперер,- я и не подозревал, что у меня могут оказаться дирижерские способности. На путь дирижера я попал благодаря случаю, когда в 1906 году познакомился с Максом Рейнхардтом, предложившим мне продирижировать спектаклями только что поставленного им «Орфея в аду» Оффенбаха. Приняв это предложение, я сразу же завоевал столь крупный успех, что обратил на себя внимание Густава Малера. Это и явилось поворотным пунктом в моей жизни. Малер посоветовал мне всецело посвятить себя дирижированию, и в 1907 году рекомендовал меня на пост главного дирижера немецкого оперного театра в Праге».

Малер - Симфония № 4

image Click to view



Возглавляя затем оперные театры в Гамбурге, Страсбурге, Кёльне, Берлине, гастролируя по многим странам, Клемперер уже в двадцатых годах был признан одним из лучших дирижеров мира. Его имя стало знаменем, вокруг которого собирались и лучшие современные музыканты, и приверженцы великих традиций классического искусства.

Бетховен. Симфония № 4

image Click to view


Его исполнение, законченное и мастерское, всегда было живой творческой музыкой, лишенной какой-либо схоластики и догмы. При необычайной смелости Клемперер поражал буквально педантическим и строгим отношением к точному воспроизведению музыкального текста, указаний и ремарок автора. Как часто его интерпретация, далекая от привычной, вызывала протест и несогласия. И. Клемперер всегда побеждал.

Бах - Бранденбургский концерт № 3 (I)

image Click to view



Клемперер, дирижёры

Previous post Next post
Up