Барон Фридрих фон Флотов

Apr 27, 2016 14:15


Барон Фридрих Адольф Фердинанд фон Флотов (нем. Friedrich Adolf Ferdinand Freiherr von Flotow, 26 апреля 1812, поместье Тойтендорф, Заниц, Мекленбург - 24 января 1883, Дармштадт) - немецкий композитор романтического направления, наиболее известный своей оперой «Марта» и входящей в неё арией Лионеля нем. Ach! so fromm, ach! so traut.

Исполняет Йонас Кауфман

image Click to view





Хотя сам композитор был по рождению немцем, а язык его оперы в оригинале - немецким, «Марта» во многом творение, рожденное благодаря интернациональным музыкальным связям. Во-первых, она была сочинена в Париже, где Флотов провел большую часть своей музыкальной жизни. Во-вторых, ее либретто (Фридриха Риза) основано на французском балетном либретто. В-третьих, ее сюжет разворачивается в Англии XVIII века, и, таким образом, она вполне английская. И наконец, в-четвертых, в больших полиязычных оперных театрах, где ее дают, она, как правило, исполняется по-итальянски. А две наиболее знакомые арии из нее известны не под немецкими их названиями, а под итальянским и английским. Это, конечно, «M`appari» («Ах, такой кроткий») и «The Last Rose of Summer» («Последняя роза лета»). В России эта мелодия стала известна еще до того, как русская публика познакомилась с оперой Флотова: в год, когда только состоялась премьера «Марты» в Вене, М.И.Глинка опубликовал свои вариации на эту, как он считал, шотландскую, а на самом деле ирландскую песню; примечательно, что и у Глинки, написавшего свои вариации раньше, и у Флотова эта песня в одной и той же тональности - фа мажоре).
Роберто Аланья - "M'appari, Tutt' Amor" из оперы "Марта"

image Click to view



Рене Флеминг -  "The Last Rose Of Summer"  из оперы "Марта"

image Click to view



Слава Флотова ныне зиждется даже не на одной опере «Марта», а на одной арии из нее, хотя в середине XIX века он числился среди самых популярных авторов немецких комических опер. Общее число их перевалило у Флотова за 30.
Фамилия Флотов, звучащая так по-русски, на самом деле происходит от названия родового замка Vlotho в Вестфалии под Минденом на реке Везер (ныне краевой центр земли Северный Рейн - Вестфалия). Предки композитора еще в XIII веке переселились в Мекленбург, его баронский род считался одним из старейших в этой земле и был сюзереном многих окрестных помещиков-землевладельцев. В 1810 году владельцем земель стал отец композитора, офицер прусской армии. Однако нашествие Наполеона привело его к разорению, и будущий композитор Фридрих фон Флотов родился 26 апреля 1812 года в скромном деревенском домике родового имения Тайтендорф в Мекленбурге. Отец предназначал его к дипломатической службе, видел в музыке лишь приятное времяпрепровождение и всячески противился развитию рано проявившегося таланта мальчика. Первые уроки игры на рояле Фридрих получил у матери и домашнего учителя, затем обучался игре на органе и гармонии, играл на альте в местном певческом кружке и начал втайне сочинять. Когда ему исполнилось шестнадцать лет, отец уступил настойчивым просьбам и вместе с сыном отправился в Париж. Здесь Флотов занимался у лучших педагогов - пианиста-виртуоза Ж. П. Пиксиса и профессора консерватории композитора А. Рейхи (его учеником в то же время был Берлиоз).



Friedrich von Flotow
Июльская революция 1830 года заставила Флотова покинуть Париж, куда он вернулся в мае следующего года и сблизился с Мейербером, Оффенбахом, Россини, авторами французских комических опер. Свои первые оперы Флотов пишет для любительских представлений в аристократических салонах. Это делает его имя известным в Париже, и наконец, в 1835 году проходит премьера его оперы «Петр и Катерина» на профессиональной сцене - в Придворном театре Шверина. Добивается Флотов и постановок в небольшом парижском театре, для которого создает оперы в содружестве с французскими композиторами. Первый успех приносит «Кораблекрушение «Медузы» (1839), после чего Флотов попадает на главные сцены столицы Франции - в Grand Opera и Комическую оперу. Признание в Германии приходит с «Алессандро Страделлой», оперой на немецкое либретто, поставленной в Гамбурге (1844) и сразу же - в других городах Европы. Однако и этот успех три года спустя затмила «Марта» - высшее достижение Флотова, до которого он так и не сумел больше подняться ни разу за все последующие 35 лет творчества.

В 1855 году Флотов был приглашен на должность директора Придворного театра и руководителя придворной музыки в Шверине, много сил отдал реорганизации оркестра, но потерпел поражение в этой своей «семилетней войне» с интригами и в 1863 году возвратился в Париж. Пять лет спустя он поселился в собственном имении в Нижней Австрии и оказался творчески более связанным с Веной - городом, где его особенно любили. Венские театры требуют все новых постановок, и Флотов перерабатывает свои старые французские оперы в содружестве с немецким либреттистом. Однако каждая последующая опера оказывается слабее предыдущей, так что от автора «Марты» остается только тень («Тень» и «Его тень» - французское и немецкое название одной из поздних опер Флотова). Последние годы жизни композитор провел в поместье под Дармштадтом, а в апреле 1882 года совершил поездку в Вену, куда был приглашен в качестве почетного гостя на 500-е представление «Марты» в Придворном театре. Так он отпраздновал свое 70-летие.
Умер Флотов 24 января 1883 года в Дармштадте.

А. Кенигсберг
[url]http://www.belcanto.ru/flotow[/url].

Известны два его фортепианных концерта. Я выбрала ля минор - № 2 )

image Click to view



(1831)

1. Andantino - Allegro - Marziale piu mosso
2. Scherzo. Vivace e leggieramente
3. Adagio
4. Rondo. Allegretto scherzando - Maestoso - Tempo I
Исполняют:  Carl Petersson (ф-но), дир. Hans Peter Wieshev

Фридрих фон Флотов, немецкие композиторы

Previous post Next post
Up