«Deus conservat omnia». Роберт Шуман

Mar 17, 2016 15:22


Проливать свет в глубины человеческого сердца - таково призвание художника.

Р. Шуман

П. Чайковский считал, что будущие поколения назовут XIX в. шумановским периодом в истории музыки. И действительно, музыка Шумана запечатлела главное в искусстве его времени - ее содержанием стали «таинственно-глубокие процессы духовной жизни» человека, ее назначением - проникновение в «глубины человеческого сердца».

О жuзнь моя! Порыв! Порыв!
От тихих рек, и трав, и нив -
Туда, туда, к тому блаженству,
Где, может быть, и звуков нет,
А только дух, а только свет,
А только Бога совершенство!

«Интродукция и Allegro Appassionato для фортепиано с оркестром, op. 92»

image Click to view







Чем только не увлекался Роберт в юности, нащупывая своё призвание... То филология, то геральдика. Пробует силы в поэзии, гимназистом успевает настрочить два романа! А ещё любит декламацию, «зачитывает» друзей. Музыка тоже была. Он слушает её и в церкви в родном немецком Цвиккау, и на улицах во время бюргерских концертов, которые совместно давали городские музыканты, военный оркестр и любительские хоры.

Роберт уже уверен в том, что будет творить, но что? Стихи, романы? Или всё-таки музыку? Уже тогда у него проявлялось почти болезненное стремление к игре на рояле, музицированию - сродни духовному голоду. Потом, уже занимаясь у известного музыкального педагога Фридриха Вика, отца Клары, он просто «переиграл» руку.  Увы, не быть ему виртуозом.

«Я вынужден был отказаться от намерения стать пианистом, - писал Шуман. - С тех пор я стал заниматься изучением немецких мастеров и сочинением музыки».

Как это важно - найти себя. Примером для молодого Шумана служит Бах. «У него нет ничего половинчатого, болезненного, всё написано на вечные времена, - замечает Роберт в одном из писем. - Теперь мне надо взяться за чтение партитур и инструментовку.

Теперь фортепиано и всяческие переложения интересуют его не как исполнителя-виртуоза, а только как композитора, творца. Но: «Deus conservat omnia» - «Бог сохраняет всё» - можно поставить над всем творчеством немецкого гения. Литература, поэзия жили, проявляли себя почти во всех его опусах. Красноречивое признание Роберта в письме к матери: «Меня волнует всё, что происходит на белом свете: политика, литература, люди; обо всём я раздумываю на свой лад, и затем всё это просится наружу, ищет выражения в музыке... Меня захватывает всё современное, замечательное, и всё это я стремлюсь высказать в музыке».



Органичное соединение музыкальных и литературных образов - характерная особенность произведений Шумана. В 1834 г. он при поддержке друзей-единомышленников основывает «Новый музыкальный журнал». Так Шуман осуществляет ещё одно желание - создать союз передовых художников. Он хочет стоять на страже истинного искусства, защищать его от пошлости, искать новые пути, пропагандировать высокое, в отличие от «торговцев искусством». Ханжество, мещанство для Шумана враг номер один.

Каждый по-своему воспринимает Шумана. Но даже в самых светлых его произведениях можно услышать, почувствовать тайную боль. Он всю жизнь нёс в себе трагедию человеческого существования. Но так же, если не больше,  дорог в его музыке возвышенный порыв - порыв к совершенству, невозможный без любви и веры.



Источник

Шуман, немецкие композиторы

Previous post Next post
Up