Единство противоположностей

Mar 16, 2016 14:11


Музыкальная гармония построена на противоположности светлого и тёмного, печального и радостного. Такое понимание гармонии как единства противоположных начал заложено ещё в мифологии. В одном из древнегреческих мифов рассказывается, что Гармония была дочерью Ареса - бога войны и раздора и Афродиты - богини любви и красоты. Соединение разрушительной силы и силы вечной жизни и любви - такова основа равновесия и покоя, олицетворяемых Гармонией.



Наверное, двойственная природа гармонии и стала причиной того, что гармония музыкальная почти целиком строится на противоположностях. Противоположны светлый мажор и печальный минор, консонанс своим согласным звучанием противостоит диссонансу с его напряженностью; неустойчивый аккорд стремится к разрешению в устойчивый. В музыке гармония выражает стремления и страдания, мечты и надежды, тревоги и раздумья - всё, чем полна человеческая жизнь.
Гармония во все времена опиралась на лады, различные по своему характеру. Уже древнегреческие философы спорили о воздействии музыкальных ладов. Они признавали, что изменение даже одного звука лада придаёт ему совершенно иную выразительность. Мажор и минор - основные аккорды которых отличаются друг от друга одним-единственным звуком! Но как резко отличается характер их звучания!

Понятия "мажор" и "минор" достаточно широко известны за пределами узко профессионального музыкального образования, о них имеют представление чуть ли не с детского сада. "Мажорная музыка - светлая, веселая; минорная - грустная, печальная", - ответит каждый. Может быть, и не нужно к этому ничего добавлять? И все же...



Обратимся к происхождению этих слов. Латинское major означает "больший"; а minor - "меньший", Как и в чем можно измерить характер и строй музыки? В каких цифрах выражается веселье, в каких - печаль? Да возможно ли это вообще? А теперь обратимся к теории музыки. Звуки различаются по высоте. А для измерения высоты, как и для любого измерения, нужна единица измерения. Такой условной единицей служит полутон, и именно полутон разделяет между собой звуки в музыке европейской традиции. Так вот, согласие звуков, отделенных четырьмя полутонами (или двумя тонами, что одно и то же), образует большую терцию, а согласие звуков, отделенных тремя полутонами (или соответственно полутора тонами), образует малую терцию. Физическая и физиологическая природа воздействия звука на человека такова, что такая малость, как полутон, отличающий малую терцию от большой, на самом деле образует огромную разницу, сильнейший контраст в качестве звучания и его восприятия. Лад, образуемый большой терцией, назвали мажором, лад, образуемый малой терцией, - минором. Вот откуда происходят эти названия и что они фактически означают.


"Моё убеждение таково, - писал немецкий поэт И.В. Гёте, - мажорный лад побуждает к деятельности, отправляет в широкий мир... Минорный выражает всё невыразимое и томительное".

Для определения разницы между мажором и минором я выбрала музыку великого Георга Фридриха Генделя, его органные концерты. Будь я музыкальным терапевтом, я бы прописала именно эти произведения для пробуждения положительной энергии и оптимизма. Уже с первых тактов музыка вызывает подъём и побуждает к действиям.

Organ Concerto HWV 306 - Op. 7 No. 1 in B flat major (си-бемоль мажор)

image Click to view




Жизнерадостная и полная очарования мелодия, пронизанная светом и излучающая обаяние ) В ней сочетаются грация и изящество.

Organ Concerto No. 2 in B flat major HWV 290 (Op. 4 No. 2) (Си-бемоль мажор)

image Click to view





А теперь, что называется, почувствуйте разницу... Минор... Жизнь никогда не бывает только светлой, ясной и безмятежной. В ней человек, кроме того, что он занят обычными делами, задаётся очень многими вопросами, пытается понять себя, своё место в окружающем мире. Не все, наверное, думают только о том, куда бы поехать отдыхать или что бы такое отпраздновать. Иногда приходят на ум и более серьёзные вещи - проблемы добра и зла, любви и ненависти, жизни и смерти. Именно в искусстве наиболее ярко проявляют себя те чувства и раздумья, которыми живёт человек.

Музыка - язык, который близок и понятен всем - людям, жившим в различные времена, говорящим на разных языках, детям и взрослым. Музыка словно "угадывает" нас самих - наши затаённые чувства, наши мысли... Она как живая вода по мельчайшим капиллярам души проникает в самые её глубины, о которых мы часто и не подозреваем.

Organ Concerto Op.4 No.3 in G Minor (соль минор)

image Click to view





А уж после прослушивания этой музыки душа должна стать чистой и прозрачной как слеза...

Concerto Grosso in A minor, Op. 6 No. 4, HWV 322 (ля минор)

image Click to view


теория музыки, Гендель, гармония

Previous post Next post
Up