Музыка - это искусство звуков и каждый звук в ней имеет своё обозначение. Нота (лат. nōta - «знак», «метка») в музыке - это графическое обозначение звука музыкального произведения, один из основных символов современной музыкальной нотации. Вариации в изображении ноты, а также сочетания с другими символами позволяют задать такие характеристики обозначаемого нотой звука, как высоту, длительность и порядок исполнения по отношению к другим звукам.
Элементы изображения ноты: 1 - флажок, 2 - штиль, 3 - головка
Названия нотной гаммы - от «до» до «си» - были в XI веке введены в обиход монахом-бенедиктинцем Гвидо д’Ареццо и обозначали первые слоги слов молитвы к Иоанну Крестителю. В ней содержалась просьба о сохранении силы голоса: «Дай нам чистые уста, святой Иоанн, чтобы мы могли всей силой своего голоса свидетельствовать о чудесах твоих деяний»:
UT queant laxis
REsonare fibris
MIra gestorum
FAmuli tuorum
SOLve polluti
LAbii reatum
Sancte Ioannes.
В дальнейшем ут был заменён на до (Дж. Дони, около 1540 года) и добавлена нота си (сокращение от «Sancte Ioannes»; Х. Вальрант, около 1574 года). Во времена зарождения с помощью нот могли быть записаны только высоты звуков, но не ритм.Нотным станом (или нотоносцем) называются те пять линеек, на которых располагаются ноты. Линейки считают снизу вверх. Ноты в виде овальных помет записываются в порядке звучания слева направо. Каждая нота находится либо на какой-нибудь строке, либо в междустрочии. Чтобы определить позиции всех нот на нотоносце, достаточно определить позицию одной; остальные при этом вычисляются автоматически. Чтобы знать, какая нота выбрана как отправная, в музыке существуют ключи - специальные символы, записывающиеся в левом конце нотоносца. Наиболее распространённый скрипичный ключ (ключ «соль», отдалённо напоминающий букву «G», латинское обозначение ноты) указывает на то, что на второй строке снизу поставлена нота «соль» первой октавы.
Скрипичный ключ. Нота соль
Существуют не только «чистые» ноты («до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си»), но и их производные, например «до-диез», «ми-бемоль» , для обозначения которых слева от ноты пишутся символы диез, бемоль, дубль-диез и дубль-бемоль, называемые знаками альтерации. Эти же знаки (только одного вида - диезы или бемоли) могут стоять в начале каждой строчки нотоносца и означать, что все ноты данного названия исполняются в диезном или бемольном варианте (разговор о тональностях чуть позже). Знаки, стоящие в начале строчки (при ключе) называются ключевыми, знаки, стоящие при отдельных нотах - случайными. Случайные знаки действуют в пределах одного такта. Есть ещё один знак альтерации - бекар. Он существует для отмены ранее указанного диеза или бемоля.
Знаки альтерации: диез, бемоль, бекар
Цвет овала нот, называемого головкой (чёрный или белый), палочки, приставленные к ним, называемые штилями, и небольшие штрихи на штилях, называемые флагами, указывают на их длительность. Основными длительностями нот являются целая (белая нота без штиля) и её половинные деления: половина (белая со штилем), четверть (чёрная со штилем), восьмая (чёрная со штилем и одним флагом), шестнадцатая (чёрная со штилем и двумя флагами), тридцать вторая (чёрная со штилем и тремя флагами) и т. д.
Длительности: Целая = двум половинам = четырем четвертям и т. д.
Другая распространённая система обозначения нот - латинская: ноты от до до си обозначаются буквами латинского алфавита C, D, E, F, G, A, H.
Обратите внимание, что ноту си обозначает H, а буквой B обозначают си-бемоль (хотя в англоязычной литературе и некоторых сборниках гитарных аккордов всё чаще это правило нарушается). При латинской системе обозначения нот за отправной звук бралась нота "ля" - А, за ней следовал -"си-бемоль"- В, т.к. в средневековье при существовавшем натуральном строе В - был основной ступенью, следовательно, "до" -С и т.д. С введением темперации звуку "си" присвоили "Н" - этим и объясняется "нелогичность " последовательности буквенного обозначения.
Нотные знаки
C
D
E
F
G
A
H
до ре ми фа соль ля си Далее, для обозначения звука с бемолем к букве добавляют слог es: ре-бемоль называют des. Ля-бемоль и ми-бемоль сокращенно называют as и es, соль-бемоль - ges. Исключение составляет си-бемоль. Его называют b. Для обозначения звуков с диезами добавляют к букве слог is: фа-диез - fis, до-диез - cis, ля-диез - ais.
При назывании тональности произведения приняты и слоговая и буквенная системы. Мажор называется dur (твёрдый), минор - moll (мягкий):
до мажор - С-dur, ре мажор - D-dur, ре минор - d-moll, соль минор - g-moll.
Мажорные тональности в буквенной системе обозначаются заглавными буквами, минорные - строчными.
Так что нет ничего страшного в таких обозначениях, как, например, соната Моцарта G-dur или инвенция Баха h-moll. Зная эти обозначения можно легко определить в какой тональности написано произведение.
Моцарт. Соната для фортепиано No 16 C-dur (До мажор)
Click to view
А так звучит Ля мажор. Моцарт. Соната для фортепиано № 11 А-dur
Click to view
И, наконец, минор. Одно из самых знаменитых произведений в соль миноре g-moll Симфония Моцарта № 40
Click to view
Каждая тональность имеет свои особенности, свой характер, но это уже отдельный разговор...