Владимирская Икона Божьей Матери

Mar 05, 2016 00:41

Оригинал взят у vladimirdar в Владимирская Икона Божьей Матери - Великая Чудотворная Святыня Русского Народа


Всего 21 фото

Владимирская икона Божьей Матери известна практически всем, кто даже не сильно «ударяется в веру». Это великое произведение искусства мирового значения, несущее невыразимый духовный посыл и его беспредельную глубину. Эта икона для меня очень дорога и не только потому, что меня зовут Владимир. Она привлекает чем-то непостижимо неведомым, удивительным и всеобъемлющим. Я могу любоваться Владимирской иконой часами, ощущая проявляющийся диалог, сливаясь с ней в единое целое. Впервые я увидел Владимирскую икону «в оригинале» еще школьником в Третьяковке. Икона произвела тогда на меня совершенно неизгладимое впечатление и, это было самое сильное потрясения в тот день, насыщенный бесчисленными впечатлениями от шедевров Третьяковской галереи.

Я не ставлю себе задачу подробно рассказать о бесчисленных удивительных событиях, связанный с этой чудотворной иконой Владимирской Божьей Матери, - это просто невозможно в формате одного поста в ЖЖ, но хотел бы попытаться передать именно свои ощущения и чувства от недавнего непосредственного контакта с этой иконой - символом веры и непобедимости всего нашего русского народа.

Согласно преданию, икона написана святым апостолом и евангелистом Лукой ещё при жизни Богородицы на кипарисовой доске стола, за которым совершало трапезу Святое Семейство. Икона оставалась в Иерусалиме до 450 года. При Феодосии Младшем её перенесли в Константинополь. В начале XII века (1131 год) Патриарх Лука Хрисоверг послал специальный список (копию) с неё в дар великому князю Киевскому Юрию Долгорукому. По оценкам искусствоведов, икона написана в XII веке, предположительно, в Константинополе. Таким образом, образ о котором идет речь, все же не написан рукой именно апостола Луки, как это часто упоминается, но это и не имеет особого значения - перед нами живой образ Богоматери с младенцем Иисусом. И хотя Лука не был одним из самых близких двенадцати апостолов Иисуса, но он принадлежал к семидесяти апостолам («второго эшелона») и являлся близким сподвижником апостола Павла. Лука почитаем не только как автор одного из четырёх Евангелий и Деяний святых апостолов, но и как первый иконописец, давший христианскому миру первые канонические иконописные изображения святых ликов.
02.


Апостол Лука

Для нас, те самые новозаветные времена, являются чем-то далеким и не до конца осознаваемым, однако, только подумаем, что Лука видел своими глазами Богородицу и Иисуса, непосредственно участвовал во многих евангельских событиях, связанных с Христом и, безусловно, передавал в письме иконы ту самую Веру и Дух Святой, чем была наэлектризована, в то время чудес и удивительных свершений, Святая земля. Поэтому, по определению, оригинал иконы нес все эти нематериальные элементы мироощущения первого христианского иконописца. Лука написал ряд икон Богородицы, в том числе и известную нам «Владимирскую» о которой и идет речь. Иконы всегда и во все времена писались только истинно верующими и проникновенными иконописцами и эта икона как список, точно также безусловно, несет, как говорится, первоначальную энергетику апостола Луки и его бережный эмоциональный и чувственный посыл в изображении Богоматери с младенцем Иисусом. И это ощущается всецело, по крайней мере, с моей субъективной точки зрения.

Сначала Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, недалеко от Киева. «Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 году принес икону во Владимир» по которому она и получила нынешнее наименование, где она хранилась в Успенском соборе.

Во время нашествия Тамерлана при Василии I в 1395 году чтимая икона была из Владимира перенесена в Москву для защиты города от завоевателя. На месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь, давший название улице Сретенке. То, что войска Тамерлана без видимых причин повернули от Ельца обратно, не дойдя до Москвы, было расценено как заступничество Богородицы. Ещё два чудесных избавления от захватчиков произошли в 1451 году (нашествие ногайского царевича Мазовши) и в 1480 году («стояние» на реке Угре).
03.



Икона стояла прежде в Успенском соборе Московского Кремля по левую сторону царских врат иконостаса. Риза греческой работы на иконе из чистого золота с драгоценными камнями оценивалась в сумму около 200 000 золотых рублей (сейчас эта риза находится в Оружейной палате).

В 1918 году икону изъяли из собора для реставрации, а в 1926 году передали в Государственный исторический музей. В 1930 году она была передана в Государственную Третьяковскую галерею. С сентября 1999 года находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.
04.

Храм-музей Святителя Николая в Толмачах

Вот об этом храме и Владимирской иконе и рассказывается в этом материале. Владимирская икона является величайшей и наиболее почитаемой русским народом чудотворной святыней. Ранее, при нашествиях врагов «вся Москва вставала на молитву» перед ней и этот масштаб подобных событий еще надо себе представить. Для наших предков икона являлась не просто неким изображением Богородицы - она представлялась всем русским людям самой Богородицей, что находилась рядом с ними и могла даровать свою защиту, покровительство и великую любовь Матери своим чадам. Так, что с Владимирская икона Божьей Матери для русского народа, как и для его коллективного бессознательного, была живым воплощением Матери Божией с младенцем Иисусом на руках и это не просто слова, а нечто гораздо большее. Икону не раз перевозили из Владимира в Москву, и каждый раз ее встречали в столице Всем Миром. Я описывал в свое время чудо спасения Владимирской иконой Москвы во время нашествия Махмет-Гирея в рассказе о царском великокняжеском селе Остров - там вы найдете лишь один пример этого чуда. Похожие многочисленные чудеса, связанные с Владимирской иконой, происходили столетиями постоянно, поэтому подробно рассказать о них в одном материале просто невозможно, как я уже отмечал…
05.



Ранее Владимирская икона была окружена трепетным и восторженным почитанием сотен и сотен тысяч русских людей, к ней при любой возможности выстраивались бесконечные очереди паломников со всех концов нашей необъятной родины. В настоящее время всё изменилось - Владимирская икона является экспонатом Третьяковской галереи, но сейчас она пребывает здесь уже не в качестве выставочного образца а, как и подобает величайшей русской святыне - находится в домовом храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.

Доступ к ней свободный, платить за вход не надо и в редкие службы в этом храме, можно прийти и увидеть это невыразимое и неописуемое Чудо. Воистину, даже странно, - ранее к этой иконе стояли несметные очереди наших предков для поклонения, а сейчас - в тишине Тихвинского храма мы можем видеть всего человек двадцать, что пришли на церковную службу поклониться святыне.
06.


07.


08.



Храм Святителя Николая в Толмачах был построен в начале XVII века. Первое письменное упоминание датируется 1625 годом. Церковь была восстановлена после пожаров 1812 года и постоянно действовала вплоть до советских времен. Церковь была закрыта в 1929 году. До 90-х годов помещения перестроенной церкви занимали службы Третьяковской галереи. Богослужения в храме Святителя Николая в Толмачах возобновились только в 1993 году.
09.



Храм исторически представлен четвериком XVII века с центральным алтарем сошествия Святого Духа на апостолов и колокольней с трапезной XIX века, включающей два придела - Покровский и Никольский. Сегодня храм обладает статусом домовой церкви при Государственной Третьяковской галерее. Здесь созданы все необходимые условия для хранения уникальных святынь, являющихся духовным и культурным достоянием нашего народа.
10.



Раз в год на праздник Святой Троицы из залов Третьяковской галереи в храм приносится икона  Андрея Рублева «Троица». Между прочим, здесь находится очень многие чтимые и чудотворные иконы, в том числе и Иверская икона божьей Матери. По мнению искусствоведов именно эта икона, находящаяся здесь, является той самой, что некогда находилась в Иверской часовне у Воскресенских ворот на Красной площади.
11.



К Владимирской иконе, на удивление, нет сильного наплыва молящихся и интересующихся историей, и мы имеем уникальную возможность, во всех смыслах, близко пообщаться с этой святыней. Обычно редкие службы у иконы проходят утром в 9 часов и вечером в 17 часов, но если прийти пораньше - Владимирская икона предстает перед нами совсем близко, во всем своем величии и удивительной небесной красоте.
12.


13.


Иконостас храма святителя Николая в Толмачах

Я уже несколько раз бывал храме Святителя Николая в Толмачах и все никак не могу насытиться этими удивительными ощущениями от контакта с иконой. Икона Владимирской Божьей Матери, а точнее, закрытый бронированный киот в котором она находится, расположена в левой части основного объема храма.
14.



Не знаю как у других, но меня охватывает удивительный, ни с чем не сравнимый трепет, когда я нахожусь рядом с Владимирской иконой. Она как будто охвачена чистым божественным сиянием; от иконы будто исходит непередаваемый по красоте золотистый удивительно нежный поток чистой любви, принятия, и невыразимое для сознания понимание, что дева Мария слышит тебя и отвечает на молитвы. Я достаточно много посетил разных храмов и побывал у многих чудотворных икон, но такого всецелого насыщенного, нежного и густого золотистого поля чувственного контакта и эмоциональных ответов Богоматери не ощущал нигде - Владимирская икона воистину великая "живая" святыня русского народа.
15.



16.



Еще несколько фотографий Владимирской иконы Божьей Матери в храме-музее святителя Николая в Толмачах...
17.


18.


19.


20.



Этот пост был написан потому как - всегда есть место Чуду, и мы, забывая об этом, старательно и всецело обреченно страдаем и терпим, болеем и стенаем, а нужно, всего лишь, оглянуться на свою жизнь, раскаяться, сделать именно свои выводы из той своей проблемы или ситуации, которая заботит, осознать, что происходит с тобой, почему, и прозрев - получить (попросив исцеление) - прощение, избавление и удивительную помощь оттуда - из тех духовных измерений, что совсем рядом с нами, от тех святых, что только ждут нашей смиреной осознанной просьбы для ее исполнения и воплощения в нашей физической реальности…
21.



Добраться к Владимирской иконе очень легко. От станции метро "Третьяковская" проходим в сторону Третьяковской галереи по Большому Толмачевскому переулку, доходим до Малого Толмачевского и поворачиваем направо у храма-музея Святителя Николая в Толмачах, проходим мимо него и в смежном с ним современном здании Третьяковской галереи открываем первую по ходу стеклянную дверь и заходим (табличка-указатель есть). Здесь пост охраны, - далее налево и вниз по лестнице - вход в храм осуществляется через подвальное помещение холла с гардеробом и туалетом - все цивильно и достойно - далее уже проходим в сам Храм из холла по лестнице наверх. Адрес храма - Толмачевский Малый пер., 9.

Все фото внутри храма сделаны фотокамерой смартфона, так, что уж извиняйте за качество картинок)

Источники:

Википедия о Владимирской иконе Божьей Матери и евангелисте Луке.

© Vladimir d’Ar

иконопись

Previous post Next post
Up