Музыка - воплощение мысли и чувства. Ференц Лист

Jan 26, 2016 01:03



Лист - ярчайший представитель романтизма в музыке. Пылкий, восторженный, эмоционально неустойчивый, страстно ищущий, он, как и другие композиторы-романтики, прошел сквозь многие испытания: его творческий путь был сложным и противоречивым. «Наш век болен, и мы больны вместе с ним»,- отвечал Лист на упреки в переменчивости своих взглядов. Но неизменным на протяжении всей долгой жизни оставался прогрессивный характер его творчества, необычайное моральное благородство его облика как художника и человека. «Быть воплощением нравственной чистоты и гуманности, приобретя это ценой лишений, мучительных жертв, служить мишенью для насмешек и зависти - вот обычный удел истинных мастеров искусства»,- писал двадцатичетырехлетний Лист. И таков был он сам всегда. Напряженные искания и тяжелая борьба, титанический труд и упорство в преодолении препятствий сопутствовали ему всю жизнь.
Мысли о высоком социальном назначении музыки вдохновляли творчество Листа. Он стремился сделать свои произведения доступными самому широкому кругу слушателей. Лист хотел говорить посредством своего искусства не с узким кружком ценителей, а с массами слушателей, волновать своей музыкой миллионы людей. «Для некоторых художников их творчество - это их жизнь... Музыкант... высказывает в звуках сокровенные тайны своей судьбы. Он мыслит ими, воплощает чувства, говорит, но его язык произвольнее и неопределеннее всякого другого и, подобно прекрасным золотистым облакам, принимающим при заходе солнца любую форму, придаваемую им фантазией одинокого странника,  легко поддается самым различным толкованиям...».






Лист музицирует в доме Вагнера
Разные стороны творчества Листа предстают в органичном единстве в его фортепианных концертах. Это наиболее популярные произведения Листа, по праву снискавшие широчайшую любовь и признание исполнителей и слушателей. Музыкальные образы в них ярки, они рельефно сопоставлены: конфликты броско очерчены, развитие стремительно, увлекает своей порывистостью, форма ясна, выписана «крупным штрихом». Партии солиста и оркестра предельно виртуозны и красочны - они выступают на равных основаниях, словно соревнуясь, оспаривая друг у друга проведение музыкальной мысли. Контрастная смена эпизодов подчеркивает драматический замысел произведения.

Концерт для фортепиано с оркестром № 1 - произведение, написанное в тональности ми-бемоль мажор. Концерт состоит из четырёх отделений, исполняющихся без перерыва. Премьера концерта прошла в Веймаре в 1855 году, солировал сам Лист, а дирижёром был Гектор Берлиоз. Особой популярностью в концерте пользуется вторая часть Quasi adagio, в которой преобладает лирическое начало, а так же слышен драматичный диалог фортепиано с оркестром.

Quasi adagio

image Click to view



Концерт для фортепиано с оркестром № 1
1. Allegro maestoso
2. Quasi adagio
3. Allegretto vivace - Allegro animato
Sviatoslav Richter, London Symphony Orchestra

image Click to view


4. Allegro marziale animato

image Click to view

венгерские композиторы, концерт для фортепиано с оркестром, Лист

Previous post Next post
Up