Немецкая барочная музыка: Рейнхард Кайзер

Jan 20, 2016 21:26


О жизни и творчестве этого композитора сложены едва ли не целые легенды, наподобие того, как это несколько ранее было со Страделлой, а позже с Моцартом. Между тем реальные факты его биографии скудны, а наследие сохранилось лишь в некоторой части.

Рейнгард Кайзер (Keiser) родился в 1674 году в семье саксонского органиста Георга Кайзера в Тейхерне, неподалеку от города Вейсенфельса. Известно, что образование он получил в лейпцигской "Томасшуле".



Лейпцигская школа Святого Фомы (нем. Thomasschule zu Leipzig) - гуманитарное и музыкальное учебное заведение, находящееся в квартале Бахфиртель немецкого города Лейпциг (федеральная земля Саксония). Основанная в 1212 году школа Святого Фомы относится к числу старейших школ Германии.

Предположительно, ученик И.З. Куссера в Брауншвейге. В дальнейшем служил музыкантом в Брауншвейге, Штутгарте, Гамбурге, Копенгагене, по не вполне достоверным данным побывал и в России - Петербурге и Москве.

В начале 1700-х годов он снова отправился в Гамбург, где в 1704 году сменил Георга Шотта на посту директора "Оперного театра на Гусином рынке". Здесь наступила блистательная кульминация этого высокоталантливого композитора - кульминация, отмеченная огромной, почти невероятной продуктивностью, небывалым успехом у населения "вольного города" и, наконец, катастрофой его предприятия.

Умер Кайзер в 1739 году - тогда, когда И.С.Бах в Лейпциге уже написал "Высокую мессу", а Гендель в Лондоне завершал свой оперный и вступил в ораториальный период ("Ода святой Цецилии", "Израиль", "Саул"). Вся романтическая история безумств богемной жизни, побега из долговой тюрьмы и т.п., хотя и получила широкое распространение, однако весьма недостоверна. Гораздо важнее то, что в лице Кайзера в Германии впервые появился феноменально одаренный и плодовитый оперный композитор, по определению Ромена Роллана, "открывший новую эру немецкой музыки".

Reinhard Keiser: Chaconne en rondeau "Betrübter Geist"

image Click to view




Наследие Кайзера весьма внушительно. Помимо ста двадцати опер, приписываемых ему И.Маттесоном и другими современниками (партитуры в большинстве утеряны, и авторство Кайзера достоверно установлено в отношении семидесяти - семидесяти семи), он оставил после себя оратории, кантаты, мессы и пассионы, Te Deum'ы и мотеты, серенады и некоторое, правда небольшое, количество произведений в инструментальных жанрах. В 1692 году Кайзер написал музыку к пасторали «Исмена». В 1704 году он сочиняет одну из первых протестантских страстных ораторий «Истекающий кровью и умирающий Иисус» (нем. Der blutige und sterbende Jesus) на слова известного поэта и писателя Кристиана Фридриха Хунольда.

image Click to view


Сотрудничая с искусными либреттистами (Фейндом, Вейдеманном, Мейстером и другими), он охотно обращался к мифологическим ("Улисс", "Геркулес на распутье"), историческим ("Октавия", "Крез", "Неистовый Мазаниэлло"), наконец, к комически-бытовым сюжетам, где особенно часто появлялись злободневные мотивы, элементы сатиры, пародии, зачастую с достаточно свободолюбивой тенденцией. На современные сюжеты написаны были "Приятный обман, или Карнавал в Венеции" (1707), "Любитель хорошо пожить, или Лейпцигская месса" (1701), "Гамбургская ярмарка, или Счастливый обман" (1725), "Неудавшийся обман" (1725), запрещенный к постановке Гамбургским сенатом. Блестящим образцом оперы-пародии на жанр seria был "Der lächerliche Prinz Jodelet" ("Забавный принц Йоделет", 1726), с характеристичными сольными номерами (герои оперы - нищие искатели приключений - поют на немецком, придворная знать - на итальянском языке) и великолепной увертюрой. Она по справедливости может быть отнесена к лучшим в оперной литературе начала XVIII столетия.

"Забавный принц Йоделет" - Sinfonia

image Click to view


Гениально одаренный мелодист, многогранный художник, мастер контраста, Кайзер явился самым блестящим представителем немецкого оперно-театрального барокко. Он бывал убедителен и в лирике, и в героических образах, и там, где аллегорически-назидательную драму прослаивали "веселые персонажи" ("Lustige Personen") и целые сцены жанрово-комедийного народно-реалистического плана. Титаны немецкой музыки Гендель, Бах испытали на себе его неотразимое влияние. Оно было так велико, что в ранние творческие годы они в свои первые произведения переносили целые страницы кайзеровской музыки ("Ацис и Галатея", оратория "Воскресение" Генделя, кантата "И время божье из глубин встает ко мне навстречу" И.С.Баха).

К. Розеншильд, "История зарубежной музыки"

Кайзер Рейнхард, музыка барокко, немецкие композиторы

Previous post Next post
Up