Интерьер купола виллы Ротонда Андреа Палладио. via
Общее есть - это архитектура Андреа Палладио и стиль его имени. Жилой дом первого президента Соединенных Штатов Джорджа Вашингтона в Маунт Вернон - одна из знаменитых построек в стиле палладианства, а их в США много. Третий президент Соединенных Штатов Томас Джефферсон сам лично был выдающимся представителем палладианства. Он спроектировал, к примеру, свою собственную усадьбу, Монтичелло, 1769 и Виргинский университет в Шарлоттсвилле, 1817-1826.
2.
Томас Джефферсон, президент США с 4 марта 1801 г. по 4 марта 1809 г., рисунок чернилами и карандашом. Южная сторона ротонды Виргинского университета, 1818-29 марта 1819. Библиотека Университета Виргинии / Thomas Jefferson. South Elevation of the Rotunda, begun 1818, completed March 29, 1819. Ink and pencil drawing. University of Virginia Library. Source
Идеи палладианской архитектуры распространились и в старом, и в новом свете, особенно в Англии, Шотландии, Ирландии и уже позднее в Северной Америке, а также в России, Финляндии, Польше... Везде находим след великого итальянца.
3.
Портрет Палладио, 1576 года. Копия 18 века / Ritratto di Palladio, 1576. Old portrait of Andrea Palladio. This is probably the most accurate - the other portraits of Palladio are largerly hypothetical. Palladio Copista del sec. XVIII, G.B. Maganza. Oil on canvas. Current location: Villa Valmarana "ai nani", Vicenza. via
Андреа Палладио /Андреа ди Пьетро Гондола /Andrea di Pietro della Gondola (Падуя, 1508 -Мазер, Тревизо в 1580). Овладев началами ремесла скульптора в Падуе, Андреа в 1523 переехал в Виченцу, ставшую его второй родиной. В 1537, на пороге тридцатилетия, его заметил гуманист, поэт и интеллектуал Джанджорджо Триссино. Триссино был близок к папе Льву X, который посылал его с дипломатическими поручениями ко двору императора Максимилиана и в Венецию. Папы Климент VII и Павел III тоже относились к нему с большим расположением. Джанджорджо Триссино нарек Андреа именем Палладио в честь Афины Паллады и открыл перед ним дорогу к карьере, предугадать которую было невозможно.
4.
Андреа Палладио, около 1550. Предположительная реконструкция Терм Агриппы, Рим / Conjectural reconstruction of the Baths of Agrippa, Rome (c. 1550) by Andrea Palladio (1508-1580), RIBA Library Drawings Collection Source
В 1538-1443 годах Джанджорджо Триссино и Андреа Палладио совершали поездки для знакомства с археологическими находками и обмеров архитектурных памятников в Венетто, Вероне, Сплите и Риме, между холмами Лацио, во Флегрейских полях. С виллы Годи Вальмарана в Лонедо близ Виченцы, построенной в 1542-1543 годах, началась самая важная часть творчества Палладио.
Став символом аристократической архитектуры Виченцы, главным действующим лицом в обновлении города, его частных дворцов и общественных зданий, Палладио в 1546 году приступил к перестройки Базилики. В 1556 году он участвовал в основании Олимпийской академии в Виченце и в то же время построил на окраине города виллу Альмерико Капра, или "Ротонду", которую неоднократно имитировали.
6.
Андреа Палладио. Проект Виллы Репета в Кампилья. Заказчики: Франческо и Марио Репета / Andrea Palladio. Начало 1560-х / Design for the Villa Repeta at Campiglia, early 1560s. Source
За ней последовали другие виллы.
7.
Андреа Палладио. Четыре книги об архитектуре. Титульный лист издания 1642 года.
В 1570 году, после смерти Якопо Сансовино, Палладио занял пост официального архитектора Венецианской республики и переехал в Венецию. В ноябре того же года он опубликовал Четыре книги об архитектуре, фундаментальный труд, способствовавший широкому распространению палладианства. В Венеции он занимался главным образом церковной архитектурой: Церковь Сан Джорджо Маджоре и Церковь Иль Реденторе. Последней работой Палладио стал театр Олимпико в Виченце.
8.
Лори, Габриэль Людвиг Старший, Лори, Матиас Габриэль Младший. Вид на Большой дворец в Павловске со стороны парка. Эрмитаж / View of the Pavlovsk Palace park in 1808. Watercolour by Gabriel Lory, in the Hermitage Museum, St. Petersburg. Фрагмент, по клику - акварель полностью Source
Идеи Палладио возродил в Англии в начале 17 века Инго Джонс, а в 18 веке их развили лорд Ричард Бойл Берлингтон и Колин Кэмпбелл, затем архитекторы Италии, Голландии, Германии, России и США. Здания в стиле палладианства, например, дворец в Павловске и Прайор-парк в Англии. В России ведущим представителем палладианства был Чарльз Камерон, шотландец по происхождению. В США - 3-й президент Томас Джефферсон.
----------------------------- После такого введения - статья из архитектурно-дизайнерского журнала AD Magazine #06'2009 об Андреа Палладио, итальянском архитекторе и изобретателе универсального архитектурного языка.
9.
Будущий законодатель архитектурной моды Андреа Палладио родился 30 ноября 1508 года в Падуе, бывшей в то время частью Венецианской республики, в семье каменщика Пьетро делла Гондолы. [По более распространенной версии, отец Андреа был мельником /miller - прим. gorbutovich]
Андреа Палладио в архитектуре - это все равно что Леонардо да Винчи в живописи. Его имя слышали все, многие видели собственными глазами его архитектурные сооружения, а некоторые даже пили коктейль, названный в его честь. А совсем уж большие знатоки понимают, что он изобрел тип классической загородной виллы, к которому восходят и Малый Трианон, и Дом Пашкова, и Белый дом в Вашингтоне.
10.
Вилла “Ротонда”, или более точно вилла Альмерико-Капра, - чуть ли не самый знаменитый частный дом на свете. Построена в 1551-1591 годах под Виченцей. Сейчас принадлежит Марио ди Вальмаране, бывшему профессору архитектуры университета Вирджинии.
В 1990-х годах один антиквар выкупил за бесценок у наследников Жолтовского прижизненное издание труда Палладио - “Четыре книги об архитектуре”. Судя по полям, советский академик читал том внимательно. Там были и его собственные расчеты, и выкрики “верно!”, и отметки напротив особенно понравившихся выводов.
11.
В плане вилла “Ротонда” абсолютно симметрична и на все четыре стороны смотрит одинаковыми портиками - по шесть ионических колонн в каждом.
Причин неизменной популярности Палладио историки архитектуры называют множество. Но, пожалуй, главная - итальянский архитектор никогда и ничего не копировал. Зато оставил в наследство благодарным потомкам множество архитектурных кубиков, из которых они без особенного труда много веков собирали свои собственные конструкции. Его аккуратные и техничные рисунки понятны и наглядны.
12.
Вилла Барбаро в Мазере была построена Палладио в 1560-х годах для его благодетелей - Даниеле и Маркантонио Барбаро.
Палладио чуть ли не единственный архитектор итальянского Возрождения, который был изначально не художником, а простым каменщиком. Поэтому не забывал, что удобные конюшни не менее важны, чем господский дом, и что рассуждения о божественном предназначении архитектуры надо подкреплять весомыми доказательствами. Например, построить церковь Иль Реденторе и в ритмической системе античного ордера выразить всю благодарность Спасителю за избавление Венеции от чумы 1575 года.
13.
На вилле Барбаро к реальной архитектуре Палладио добавилась и нарисованная - фрески Паоло Веронезе.
Псевдоним, под которым Палладио прославился, придумал Джан-Джорджо Триссино, итальянский гуманист и его первый заказчик. Настоящее имя - Андреа ди Пьетро делла Гондола - показалось Триссино слишком вялым для такого талантливого молодого человека. Тогда он вспомнил про Палладион, легендарную скульптуру Афины Паллады, которая до поры до времени защищала Трою от всех напастей.
14.
Палладио хотел, чтобы разные зоны собора Сан-Джорджо Маджоре были выделены разными видами ордера. Подкупольные столбы - как самая значимая часть - оформлялись двумя полуколоннами и двумя пилястрами.
Таким же талисманом города Виченцы должен был стать и бывший каменщик. Правда, скоро оказалось, что его возможности распространяются куда шире. Палладио делал все, что входило в программу образования архитектора того времени: ездил в Рим, где зарисовывал античные памятники, учил наизусть “Десять книг об архитектуре” Витрувия, боготворил Альберти. Но ему единственному из всей ренессансной плеяды удалось создать новый язык пропорций, которым смогли пользоваться другие.
15.
План собора Сан-Джорджо Маджоре является компромиссом между традиционным базиликальным (его хотели заказчики-бенедиктинцы) и центрическим (более отвечающим вкусам самого Палладио).
А еще Палладио выдумал и довел до совершенства тип дома, подходящего для достойной жизни человека просвещенного и тонко чувствующего гармонию и в природе, и в искусстве.
16.
Собор бенедиктинского монастыря Сан-Джорджо Маджоре на одноименном острове был заложен в 1566 году.
Все современные архитекторы должны быть ему благодарны хотя бы за то, что он вывел частное строительство из разряда недостойных истинного зодчего занятий. И он же буквально походя определил на много веков вперед развитие театральной декорации и театра вообще, возведя театр Олимпико в Виченце.
17.
Старейшее крытое театральное здание - театр Олимпико в Виченце - было построено в 1580-х годах. Палладио воспроизвел древнеримский амфитеатр и накрыл его двускатной крышей.
Сам Палладио, скорее всего, удивился бы безмерно, узнав о своей нынешней репутации новатора и авангардиста. Он-то всю жизнь искренне полагал, что занимается восстановлением античной традиции по фрагментам сохранившихся зданий. И тщился хотя бы на шаг приблизиться к величию древних. Но теперь поздно - большинство современных архитекторов уже признали его за своего.
18.
Декорации в Олимпико стационарные: это вид идеального ренессансного города с семью перспективами улиц.
19.
Фасад венецианской церкви Иль Реденторе (заложена в 1577 году) состоит из двух классических портиков, наложенных друг на друга.
20.
Вдоль всего длинного нефа Иль Реденторе архитектор пустил парные коринфские колонны, усилив их в подкупольной зоне дополнительными пилястрами.
Капитолий - здание Конгресса США в Вашингтоне за спинами играющих в бейсбол, около 1939. Фотография из Библиотеки Конгресса / ca. 1939. “Baseball game with group of men and young boys (pages?) seen through legs of pitcher, with U.S. Capitol in background, Washington, D.C.” Harris & Ewing Collection, Library of Congress. Source
Выглядел бы Капитолий так, если бы в 1937 году интеллектуал Джанджорджо Триссино не обратил внимание на талантливого члена гильдии каменщиков?
См. также: Итальянская ренессансная вилла. Видео-лекции. Здесь: Две лекции "Ренессансный идеал виллы" на телеканале "Россия - Культура" в рамках проекта "ACADEMIA". Читает Иван Иванович Тучков, доктор искусствоведения, профессор МГУ. и Лекция "Виллы Медичи". Читает Иван Иванович Тучков, 24 июня 2011 года, Музеи Московского Кремля.