"Поющая" скрипка Джузеппе Тартини. 323 года со Дня рождения музыканта

May 16, 2015 10:01


«Джузеппе Тартини, - писал Давид Ойстрах, - принадлежит к числу корифеев итальянской скрипичной школы XVIII века, искусство которых сохраняет свое художественное значение до нашего времени. В музыке Тартини, прежде всего, привлекает ее выразительность, искренность, теплота, мелодичность. Музыке этой поры присущ речитативный характер, когда, кажется, только слов и не хватает, чтобы полностью передать воплощенные в ней чувства и переживания».
Тартини придавал важнейшее значение искусству «пения на скрипке». О его игре современники говорили: «Не играет, а поет на скрипке». Это подтверждается и широким использованием кантилены в сочинениях Тартини. Особенность его музыки заключалась в содержании скрипичного «пения», в его более субъективном и эмоциональном, углубленно-лирическом и проникновенном характере.

Скрипичный концерт ре минор - Allegro

image Click to view





Джузеппе Тартини родился в небольшом истрийском городке Пиране (итальянское название - Пирано), ныне принадлежащем Югославии. Отец его, флорентийский купец Дж. А. Тартини, по­селился здесь еще в 70-е годы и женился на уроженке Пирано Катерине Занграндо. Близость Пирано к Венеции обусловливала итальянские музыкальные веяния; они органично переплетались здесь с воздействиями славянского фольклора, так как большую часть населения с давних пор составляли словенцы и хорваты. С детских лет Джузеппе окружали музыкальные впечатления, свя­занные с народными итальянскими и славянскими певцами и музыкантами, что в дальнейшем сказалось на его творчестве.

Концерт ля мажор (2 часть)

image Click to view


Отец готовил Джузеппе к духовной карьере и направил его в одну из духовных школ Каподистрии (ныне Копер). Но юный Тар­тини предпочел юриспруденцию и в 1708 году отправился в Падую. Здесь он вскоре поступил на юридическое отделение университе­та - одного из старейших в Европе. Достопримечательностью Па­дуи был храм Сан-Антонио (XIV век), в котором сохранились шедевры Тициана и Веронезе. В прекрасной капелле этого храма Джузеппе Тартини предстояло провести около полустолетия.

В 1710 году, вызвав гнев кардинала женитьбой на его племяннице, Тартини вынужден был бежать из Падуи. Около двух лет (1713-1715 годы) он провел в миноритском монастыре в Ассизах, где настойчиво работал над совершенствованием своего мастерства и создал ряд сочинений, в том числе и первоначальный вариант сонаты «Дьявольская трель». По некоторым данным, Тар­тини учился здесь композиции у видного чешского композитора Богуслава Матея Черногорского.



Базилика Святого Франциска в монастыре Сакро-Конвенто в Ассизи (итал. La Basilica di San Francesco d'Assisi)

В 1721 году Тартини вернулся в Падую разносторонне разви­тым музыкантом и занял место первого скрипача, а вскоре руко­водителя капеллы храма Сан-Антонио. Капелла эта в пору своего расцвета состояла из двадцати четырех отличных инструменталис­тов и шестнадцати певцов; при Тартини капелла славилась пре­красным ансамблем и выразительностью исполнения.




Базилика Святого Антония (Basilica di Sant’Antonio) в Падуе

Тартини оставался в Падуе до конца жизни, лишь изредка и ненадолго выезжая в Венецию и другие города Италии, где искусство его высоко ценилось. Только однажды он на два года покинул Падую. Это было в 1723 году, когда вместе со своим другом и аккомпаниатором виолончелистом Антонио Вандини он был приглашен в числе лучших музыкантов Европы участвовать в музыкальных торжествах в Праге по случаю коронации Карла VI.

Тартини оставил более трехсот пятидесяти музыкальных произведений, подавляющее большинство которых написано для скрипки, в том числе 125 концертов и около 200 сольных сонат.

Концерт ми минор - Adagio

image Click to view



Violin Concerto No. 11 in A major - Allegro

image Click to view


Violin Concerto in D Major, Op. 1, No. 4, D. 15

image Click to view


источник

Тартини, концерт для скрипки с оркестром, композиторы, скрипачи

Previous post Next post
Up