Сомов К. А. Портрет С. В. Рахманинова (1925, ГРМ)
Сергей Рахманинов. Симфония № 2. Adagio
London Symphony Orchestra conducted by Gennadi Rozhdestvensky
Click to view
Вторая симфония Рахманинова имела большой успех. Рецензент «Русской музыкальной газеты» писал: «Новая симфония есть, прежде всего, свое, рахманиновское, свободно порожденное внутренним миром тонкого и цельного художника, самостоятельно думающего, чувствующего, переживающего... Это - Рахманинов... Это - артист с удивительной нежностью концепций, благородством вкуса, с утонченным воображением... с предрасположенностью к элегическому строю. <...> Симфония сильна и как цельное произведение, и роскошна богатством деталей. Чувству и вдохновению отвечает зрелая художественная законченность выражения. Первое и общее впечатление: своей поэтической настроенностью и художественным блеском она захватывает внимание от начала до конца, и при большом разнообразии характеров выражения, при равновесии контрастов, соединяет в себе элементы прелестного и трагически-грозного...»
В начале медленной третьей части - Adagio, оплетенная изящными подголосками, звучит мечтательная мелодия скрипок, переходящая затем к солирующему кларнету. Мелодический узор вьется прихотливо и бесконечно. «Так нежатся струи русской, прихотливо извивающейся степной речки. Можно долго идти вдоль нее, любуясь сменами и оттенками окружающего пейзажа. Трудно не любить подобного рода рахманиновские медленные восхождения, изгибы, завитки и колыхания музыки, когда мелодический рисунок, словно нехотя, расстается с каждым своим красивым поворотом и извивом» (Б. Асафьев). Однако эту идиллическую картину нарушают сдержанно-суровые интонации, в стиле древнерусских напевов. Музыка неудержимо устремляется в страстном порыве... но постепенно сила мотива иссякает, он сливается с певучими подголосками, широко и светло заканчивая адажио...