Знаменитые скрипичные концерты. Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром

Feb 14, 2015 20:05




Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 35 П. И. Чайковского написан в 1878 году, во время пребывания композитора в Швейцарии. К моменту написания концерта автор уже имел опыт написания произведений в этом жанре. (Концерт для фортепиано с оркестром № 1 и Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром, пьесы для скрипки с оркестром "Меланхолическая серенада" и Вальс-скерцо). Весна 1878 года была для Чайковского временем знаменательным. Он постепенно выходил из душевного кризиса, вызванного женитьбой в 1877 году и последовавшей за ней сильнейшей депрессией. Приезд к Чайковскому, находившемуся тогда в Кларансе, его ученика, друга, к которому он испытывал сердечную привязанность, И.Котека, послужил поводом к созданию скрипичного концерта. Котек и Чайковский вместе музицировали и играли среди других скрипичный концерт "Испанская симфония" французского композитора Лало.

Чайковский увлекся и решил написать для своего друга Концерт для скрипки с оркестром. Неровные отношения с Котеком, постоянные перемены в настроении привели к тому, что Чайковский стал сомневаться, кому посвятить этот концерт и предложить его к исполнению. Композитор предпочел Котеку знаменитого скрипача Л.Ауэра.



П. И. Чайковский. 23 февраля 1889 г., Женева
Концерт в начале был посвящён Леопольду Семёновичу Ауэру, но тот не решился сыграть это произведение из-за его сложности для исполнения.

В Европе, а затем и в России исполнителем и пропагандистом концерта стал скрипач А.Бродский. И, почти как с Первым фортепианным концертом, произошла смена посвящения. Хотя даже часть первого издания концерта успела выйти с посвящением Л.Ауэру. Позже все издания выходили с посвящением А.Бродскому.
Первый раз концерт исполнил с оркестром 4 декабря 1881 года в Вене Адольф Давидович Бродский, ставший пропагандистом концерта в Европе, а затем и в России. Чайковский, оценив то, что скрипач играл это виртуозное сочинение в Европе, где творчество Чайковского было тогда известно довольно мало, сменил прежнее посвящение на посвящение Адольфу Давидовичу Бродскому.

Концерт для скрипки с оркестром - одно из лучших произведений русского музыкального искусства. В настоящее время этот концерт является обязательным произведением для исполнения на Международном конкурсе имени Чайковского.

Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 35

Виктор Третьяков, скрипка
Moskow Radio Symphony Orchestra
Conductor - Vladimir Fedoseyev

image Click to view


Концерт для скрипки с оркестром (1878), созданный в пору высокого творческого подъема, вскоре после окончания «Евгения Онегина» и Четвертой симфонии, не уступает Первому фортепианному по яркости материала и мастерству его разработки, но отличается большей «классичностью», стройностью и гармоничной уравновешенностью композиции. Богатство и смелость творческой фантазии подчиняются твердой конструирующей воле и укладываются в рамки строгих рационально организованных форм, не стесняющих, однако, свободы и непосредственности выражения.



Фрагмент солирующей партии из концерта

Скрипичный концерт Чайковского - произведение, исполненное высшей душевной гармонии. Поэтическая глубина музыки, блестящее использование возможностей скрипки ставят его в один ряд с образцовыми сочинениями этого жанра - концертами Бетховена, Мендельсона, Брамса. В то же время он отмечен печатью индивидуальности Чайковского: симфонический размах, виртуозный блеск удивительным образом сочетаются в нём с трогательной задушевностью, скромным изяществом. Ярким примером служит I часть (Allegro moderato). В ней естественно и легко сменяют друг друга плавно-сдержанная музыка оркестрового вступления, простая и благородная главная тема, песенная побочная.
Естественно и непринужденно развертываются пленяющие своей мелодической красотой и пластичностью темы, постепенно ширясь, разрастаясь и «набирая дыхание», две темы первого Allegro - одна более энергичная, мужественная, ритмически чеканная, лежащая в основе главной партии, и другая - лирическая, женственно мягкая (побочная партия), - не столько контрастируют, сколько дополняют друг друга. Обе они имеют светлую мажорную окраску и различаются только в оттенках выражения. Особенно примечательна своей мелодической широтой и пластичностью рисунка вторая тема, которую можно отнести к прекраснейшим лирическим мелодиям Чайковского. Вырастая из простого мотива опевания, она достигает в своем непрерывном напряженном развертывании обширного диапазона более чем в две октавы и приобретает ярко экспрессивное звучание.



Альпы вокруг Кларанса. В Кларансе довольно долгое время жил Пётр Ильич Чайковский. Здесь он написал свои оперы «Евгений Онегин» и «Жанна д’Арк», а также свой широко известный Концерт для Скрипки с оркестром в Ре миноре (март 1878). В том месте, где жил Чайковский, сейчас находится отель Ройяль Плаза (Roуal Plaza).

II часть (Andante) - канцонетта - лирический центр концерта. Колорит её мягкий, чуть матовый - солирующая скрипка и все струнные инструменты играют с сурдинами. Миниатюрная канцонетта, подернутая дымкой легкой, неглубокой задумчивости (Известно, что Чайковским была сначала написана другая средняя часть, более развернутая по форме и окрашенная в элегические тона. Но, очевидно, композитор почувствовал, что она недостаточно соответствует общему строю произведения и может вызывать ощущение затянутости. Этим была вызвана ее замена другой более простой и краткой. Первоначально же написанная часть вошла в цикл из трех пьес для скрипки и фортепиано ор. 42 под названием «Meditation» («Размышление»), написанная в простой трехчастной форме с песенной основной темой, в которой можно услышать отголоски итальянских впечатлений композитора, и более оживленной подвижной серединой.



Панорама Женевского озера. В этих местах жил П.И. Чайковский во время написания Концерта

Мечтательно светлая музыка, обрамляющая канцонетту, служит переходом к финалу ( Allegro vivacissimo). Один из её мотивов становится при этом ключевой интонацией главной темы финала - упругой и горячей. Чайковский следует уже установившейся в его творчестве симфонической концепции, обращаясь к образам праздничного народного веселья. Особенно ярко выраженный народно-жанровый характер носит побочная партия рондо-сонатной формы с ее размашистой ритмически остро акцентированной темой, звучащей на фоне «сельских» квинт виолончели, и упорными, словно дразнящими повторениями одного краткого мелодического оборота. Другая тема, женственная и грустная - будто воздвигает островок интимной лирики посреди бурлящего моря праздника. Ощущение полноты жизненных сил господствуют в этом финале.


Чайковский, концерт для скрипки с оркестром

Previous post Next post
Up