Чайковский. Колыбельная, сл. А. Майкова. Исполняет Тамара Милашкина
Click to view
* * *
Спи, дитя мое, усни!
Сладкий сон к себе мани:
В няньки я тебе взяла
Ветер, солнце и орла.
Улетел орел домой;
Солнце скрылось под водой;
Ветер, после трех ночей,
Мчится к матери своей.
Ветра спрашивает мать:
"Где изволил пропадать?
Али звезды воевал?
Али волны всё гонял?"
"Не гонял я волн морских,
Звезд не трогал золотых;
Я дитя оберегал,
Колыбелочку качал!"
* * *
Пётр Чайковский. Шестнадцать песен для детей на слова Алексея Плещеева, соч. 54. № 10. Колыбельная песнь в бурю
Исполняет Геннадий Пищаев.
Click to view
* * *
"Ах! уймись ты, буря!
Не шумите, ели!
Мой малютка дремлет
Сладко в колыбели.
Ты, гроза господня,
Не буди ребенка;
Пронеситесь, тучи
Черные, сторонкой!
Бурь еще немало
Впереди, быть может,
И не раз забота
Сон его встревожит".
Спи, дитя, спокойно...
Вот гроза стихает;
Матери молитва
Сон твой охраняет.
Завтра, как проснешься
И откроешь глазки,
Снова встретишь солнце,
И любовь, и ласки!
* * *
Колыбельная Марии из оперы "Мазепа". Исполняет Галина Вишневская
Click to view
Особый стиль письма отличает творчество великого русского композитора Петра Ильича Чайковского (1840-1893). Его колыбельные не похожи ни на какие другие.
«Тема творчества Чайковского - жизнь человеческого духа, столкновение добра и зла, борьба со злом, которое не всегда победимо. Трагедийность - переживания человека, его страдания, надежды, стремление к свету и невозможность его достижения определяет главную тему творчества П. И. Чайковского. Чайковский стремился к выражению в музыке вечных философских тем. Сила эмоционального напряжения и воздействия его музыки огромна. Это достигается стремлением к развитию, преобразованием образов. Мелодика, гармония, инструментовка, форма подчинены выражению психологического состояния человека. Простая, близкая русской песне, романсу мелодика делают музыку Чайковского очень доступной. Мироощущения композитора, его взгляды на жизнь и искусство отразились и в таком камерном жанре, как колыбельная». (Радынова О. П., - Баюшки - баю: Слушаем и поем колыбельные песни.)
Обе колыбельные звучат не совсем привычно для колыбельных - немного тревожно и грустно. «Мелодия одной из них (на стихи А. Плещеева) похожа на романс, мелодия другой (на стихи А. Майкова) - на народную песню. Размер три четверти в первой колыбельной позволяет говорить о некоторой вальсовости, чрезвычайно любимой Чайковским. В обеих колыбельных передана сложная гамма чувств - встревоженность и желание успокоить ребенка. Эта встревоженность усиливается изображением в музыке таинственного ночного пейзажа.» (Марьина Е. С., Нагорных Г. В. Гений музыки).
Тихая колыбельная, которой оканчивается опера Чайковского "Мазепа", оттеняет нежную женственность образа Марии.