Танец возник в глубокой древности и, как правило, имеет определённую национальную основу. У каждого народа свои танцы, отличающиеся национальным своеобразием. Музыка танцев может дать представление о жизни и обычаях разных народов, их культуре как в далёком прошлом, так и в настоящем.
Лебедев К. Пляска
Танцы лишь позже вошли в творчество композиторов. Музыку старинных танцев, созданных композиторами, в наше время исполняют и слушают, но уже не танцуют.
Танцы каждого народа обладают своеобразной и неповторимой красотой и имеют музыкальные отличия: свой темп, размер, ритмический рисунок. Но есть и некоторые общие черты. Так, для русской камаринской, кавказской лезгинки, итальянской тарантеллы типично быстрое, стремительное движение.
Тарантелла
А для французского менуэта - спокойное, сдержанное. Вальс и мазурка обязательно имеют трёхдольный размер, а кадриль и полька - двухдольный.
Есть танцевальные произведения, предназначенные для концертного или камерного исполнения. Танцевальные пьесы есть в сюитах И.С. Баха, среди фортепианных произведений Шуберта, Шопена, Грига, Чайковского, Скрябина... Концертные пьесы танцевального характера для симфонического оркестра создали Глинка, Глазунов, Равель, Сибелиус. Но начало всему положили народные танцы, народные пляски.
Из русских народных плясок широкое распространение получила камаринская. Ей присущ весёлый, задорный характер. Тонко сумел претворить особенности народного танца в своей фантазии для оркестра "Камаринская" М.И. Глинка. В произведении используются две темы: первая - «Из-за гор, гор высоких». (Фа мажор). Это протяжная русская песня, которая использовалась в свадебных обрядах. Вторая - «Камаринская». (Ре мажор). Бойкая плясовая.
М.И. Глинка. "Камаринская"
Click to view
Мелодия камаринской привлекала и других композиторов. Чайковский включил в свой "Детский альбом" небольшую пьесу под названием "Камаринская".
П.И. Чайковский. "Детский альбом". КАМАРИНСКАЯ.
Камерный оркестр "Гнесинские виртуозы"
Художественный руководитель и дирижер Михаил Хохлов
Click to view
Трепак - ещё один русский народный танец. Как и камаринская. он имеет жизнерадостный характер, быстрый темп, двухдольный размер. Но в трепаке преобладают широкий размах, удаль, лихой задор. К ритму этой пляски обратился Чайковский в своём балете "Щелкунчик" .
Трепак (Русский танец) из балета "Щелкунчик"
Click to view
Среди украинских народных плясок всеобщей любовью пользуется гопак. Это удалой, жизнерадостный танец в подвижном темпе. Гопак неоднократно встречается в русской классической музыке.
Его можно услышать в опере "Мазепа" Чайковского (по поэме Пушкина "Полтава")
Click to view
В опере "Сорочинская ярмарка" Мусоргского (по одноимённой повести Гоголя)
Click to view
К числу широкоизвестных украинских танцев принадлежит казачок - живая и весёлая пляска. В симфонической фантазии "Малороссийский казачок" Даргомыжский, используя известную народную мелодию, рисует сцену весёлой украинской пляски.
Все названные танцы принадлежат славянским народам и имеют немало общих черт. Значительно отличаются от них танцы народов Кавказа. И самый распространённый их них - лезгинка. Танец этот очень живописен: огненная стремительность чередуется в нём с мягкой грациозностью.
Лезгинка из оперы А.Рубинштейна "Демон" по одноимённой поэме Лермонтова
Click to view
Богаты и разнообразны танцы народов Европы, многие из которых послужили основой для произведений великих композиторов, особенно богаты яркими и разнообразными темами "Норвежские танцы" Грига, "Венгерские танцы" Брамса, "Славянские танцы" Дворжака, "Испанские танцы" Гранадоса, но это уже тема другого поста...