Музыка рождественской сказки

Dec 25, 2014 03:35


Щелкунчик» - соч. 71, балет Петра Чайковского в двух актах на либретто Мариуса Петипа по мотивам сказки Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». Премьера балета состоялась 6 (18) декабря 1892 года в Мариинском театре в Санкт-Петербурге в один вечер с оперой «Иоланта». Роли Клары и Фрица исполняли дети, учащиеся Петербургского Императорского театрального училища.



Фрагмент спектакля «Щелкунчик» в постановке Императорского Мариинского театра, 1892: Марианна - Лидия Рубцова, Клара - Станислава Белинская, Фриц - Василий Стуколкин.

В основу музыки двухактного балета-феерии «Щелкунчик» легла подробнейшим образом разработанная программа Мариуса Петипа, созданная по сюжету сказки Э. Т. А. Гофмана и А. Дюма-отца. Как и в «Спящей красавице», Чайковского привлекла здесь возможность средствами музыки воплотить всегда привлекавшую его гуманистическую идею - борьбу Добра со Злом, победу Света над Мраком, иными словами: жизнь с ее страданиями, борениями, порывом к счастью и достижением его. Но на этот раз излюбленная тема творчества выражалась в необычной форме - в форме аллегории. Сказка о Добре и Справедливости нашла свое отражение в жанре лирико-характеристического балета, где классический танец чередуется с характерным танцем и пантомимой, где еще большую роль играет симфонизация, насыщение танцевальной музыки подлинно симфоническими  приемами развития музыкальных образов, а содержание - внутренним психологизмом.

Ночь добрых сказок и чудес,
Тайн, приключений, волшебства!
Ночь звёзд, скользящих к нам с небес!
Ночь, накануне Рождества!

Волшебная и прекрасная сказка Гофмана о любви и отваге настолько поразила Петра Ильича Чайковского, что он создал балет, ставший шедевром. Музыка из балета  "Щелкунчик" - тонкая, хрустально чистая, волнующая... Она не просто  иллюстрирует действие, но наполняет его особым, глубоким смыслом.




Когда гости расходятся по домам, игрушки на рождественской елке оживают...
Знаешь, это не случайно,
Что мы встретились с тобою -
Под счастливою звездою
Родилась, наверно, ты!
Я тебе открою тайну:
Полночь в сказку превратится,
Твой Щелкунчик станет принцем,
Разорвав проклятье тьмы!



Марш

image Click to view





"Вальс цветов"

image Click to view





"Танец феи Драже"

image Click to view





Среди произведений позднего периода творческого пути Чайковского "Щелкунчик" занимает особое место: он не вписывается в сложившуюся в тот период традицию балетного жанра. Для Чайковского этот балет также является новаторским сочинением, ключевым для понимания позднего стиля композитора, его идейных устремлений, поисков смысла жизни, нравственных оценок. Темы детства и смерти, красоты нравственного подвига и предательства - вот основные образные сферы музыки Чайковского. Традиционно в русском балетном театре "Щелкунчик" воспринимался как оптимистическая детская сказка, а философский подтекст был скрыт под пышностью и красотой сценического оформления, волшебств в сюжете. Именно поэтому балетмейстеры всего мира постоянно обращаются к этому балету Чайковского, находя в нем все новые и новые аспекты и в сюжете, и в музыкальной драматургии. Поистине неисчерпаемы глубинные слои музыки Чайковского.

"Щелкунчик", балет Мариинского театра

image Click to view

Ил.: Надежда Стрелкина

Стихи ©  Захар Крайнов
Источник


Чайковский, балет

Previous post Next post
Up