Лермонтов - один из самых «музыкальных» русских писателей. С первых шагов короткой и тревожной жизни поэта (1814-1841) музыкальные образы и впечатления прочно овладели его сознанием. Об этом есть немало свидетельств и в его творениях, и в дневниковых записях. В одной из них 16-летний Лермонтов вспоминает мелодию песни, которую он слышал от матери, умершей, когда ему было около трех лет: «...то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие». В те же ранние годы, проведенные в деревне, в Тарханах близ Пензы, пробудилась любовь юного Лермонтова к народным песням, а также сказкам и преданиям, услышанным от местных крестьян; позднее - на Кавказе.
В одном из писем (23 декабря 1834 года) поэт сам указал на ту роль, какую играют звуки в его мировосприятии: «...мне благотворны были бы самые звуки ваших слов. Право, следовало бы в письмах ставить ноты над словами», - так писал он М. А. Лопухиной.
Русская музыка - от Глинки до наших дней - всегда развивалась в тесной связи с поэзией, под ее несомненным влиянием. Одни поэты заняли в ней больше места, другие меньше, это естественно. По множеству музыкальных обращений к одному и тому же тексту, кажется, никто не может сравниться с автором «Молитвы» и «Сосны». Причем это не только романсы, но и вокальные ансамбли, дуэты, трио, квартеты, хоры, мелодекламация.
Выхожу один я на дорогу
Е. Шашина - Сергей Лемешев
Click to view
Белеет парус одинокий
А. Варламов - Сергей Лемешев
Click to view
Горные вершины
А. Варламов - И. Архипова
Click to view
И скучно и грустно
А. Даргомыжский
Click to view
Молитва
П. Булахов - В. Левко
Click to view
Тучки небесные
А. Даргомыжский
Click to view
Мне грустно
А. Даргомыжский - И. Богачёва
Click to view
Колыбельная
А. Гречанинов - Ирина Архипова
Click to view