Nov 27, 2008 02:51
В действительности земля плоская.
И мир, который на ней держится, - держится чудом.
Чудом.
Чудом, которое чрезвычайно просто устроено и состоит из двух энергий. У этих энергий неисчисляемое множество имен.
Иерархии и царства имен, бьющихся за обладание чудом.
Мы - лишь имена, пока дышим. И - письмена, - когда за нас дышат другие.
Я вот ничей не президент. Поэтому не могу сказать, что самый хороший человек на свете, и что мой ум умнее других умов. Или что моя жизнь дороже других жизней. И вообще за других сказать ничего не могу.
Но, кажется, я живу в самом красивом городе этой чудесной, плоской земли.
Вот сегодня - час назад - я смотрел на Неву, на Кресты, на голубей и неразумную воду. Недалеко живу. Гулял, курил.
Вот Кресты. Выдающаяся тюрьма. Художественный ансамбль. Образ. Скелет мира. Но почему? Неужели лишь потому, что человек не может удержаться от клеветы на ближнего? Неужели для того, чтобы себя обелить, нужно обязательно кого-нибудь оклеветать? Неужели это позвоночник, каркас человеческой организации? Неужели таким был подмалевок, когда нас писали твердой, размашистой рукой? А что если это правда, что если действительно - позвоночник? Вдруг это правда, что человек живет за счет других, а не ради других? Не знаю, правда это или нет, но не могу исключить, что допущение может оказаться наиточнейшей правдой.
И схема мира выглядит так: одни - те, которые слывут сильными, - живут за счет тех, кто живет ради других, а другие - именно те, которые слывут слабыми, - живут ради тех, кто живет за их счет. Довольно просто. По-шамански.
Откуда обиды, невзаимность, неслышание? Откуда не-любовь? Откуда Кресты? Из Любви? Как ее откат, как взятка, которую она берет с жеманной досадой, со вздохом деланного негодования, чтобы стать шелковистой и послушной сердцу. «Беру, вмещу в себя вашу не-любовь - но учтите, это последний раз». Всякий раз - последний.
Человечество не выдержало экзистенциализма. Потому что экзистенциализм - это виртуозно простое и, наверное, самое убедительное нравственное доказательство Бытия Божьего. Предположим, Бога нет - что это в нас меняет? Ничего. Стало быть, Бог существует, но об этом не говорится вслух. Скажешь - тотчас потеряешь.
Экзистенциализм был попыткой вернуть на плоскую, слишком плоскую землю Бога. Но человечество Бога не пустило, испугалось его непривычного вида, а экзистенциализм быстро перештопало для своих нужд. Ведь можно жить красиво за счет тех, кто живет ради других.
Поэтому - как встарь, как изначально - вместо нелепого и сказочного родового сознания («жизнь ближнего дороже собственной») - клановое, семейственное, гангстерское («для человека нашей семьи закон не писан, то есть все законы хороши; не наш человек, не нашей семьи - не человек, с ним можно делать все, что для семьи, для общего дела выгодно»).
Две энергии. Одна творит, другая отнимает. Одна принадлежит личности, другая - «семье». Одна бескорыстна, другая корыстна. Одна трудится, другая клевещет. Имена неисчисляемы.
Вода в Неве была темная, неразумная, со множеством секретов и волн. Кресты казались царством закона.
.
текст