Dec 04, 2011 21:22
Ура или увы: «Елену» - посмотрел; или - одолел.
Старательно сделано, но с такими натяжками, с такой искусственностью во всём, с такими выморочными, прямыми диалогами и прямолинейными ситуациями, что просто невозможно ничему верить.
Ну, посмотрел.
Ну, поймал интонацию. Фирменная (уже фирменная) звягинцевская интонация многозначительности, которая удачно сработала в «Возвращении» и действительно управляла там вниманием зрителя, отсылая его с почти дидактической прямотой к архетипическим сюжетам и переживаниям. В «Изгнании» многочисленность многозначных указателей, вкупе с перекрашенным сверх меры, вычурно-глянцевым изображением, привела к зрительскому провалу, к бессмысленности отсылок. Сейчас, в «Елене», опять многозначительно всё: плохая драматургия, бессмысленные кадры, искусственные диалоги, натяжки в игре весьма органичных актеров, заполнение драматургической пустоты экранным существованием. И именно это становится интонацией фильма.
Я пытаюсь разобраться со своим впечатлением. Что я посмотрел? Среднестатистическое кино, уникальность которого в том, что его снял Андрей Звягинцев? Или кино для избранных, для «снобов», и качество зрелища определяется каким-нибудь постмодернистским несоответствием кинематографического размаха - излагаемой истории?
В общем, я не понял ни фильма, ни пока - своего впечатления.
Читал, что этот фильм ставит диагноз нашему больному обществу. Чушь, конечно, собачья. Нельзя же исчерпывать фильм верхним его слоем, который становится ясным уже через первых десять минут просмотра. И вообще истории «захваченных домов» обычно интереснее просто захватами как таковыми, парадоксальностью мотивировок захватчиков и вытесняемых, онтологией...
Во время просмотра вспоминался старый фильм Джозефа Лоузи «Слуга» по сценарию Гарольда Пинтера. (Интересно, кто-нибудь из киноведов припоминал его?) С Дирком Богартом в роли, похожей на ту, которую в «Елене» сыграла Маркина.
И вот, после «Елены», пересмотрел «Слугу». Полегчало.
кино