Помимо всяких остальных празднегов, фчира был ДР отца Бармалея - Чуковского

Apr 02, 2009 15:38

По этому поводу хочу вывесить на всеобщее обозрение мою исследовательскую работу о данном герое.

Бармалєй - святий покровитель піратства. Нажаль, дуже мало відомо про цю достойну людину. Ось деякі дані - дитинство його невідоме, в юність та зрілі роки мешкав в Африці, де охраняв природу от всіляких невихованих жлобів, в тому числі жлобенят. Вів аскетичне життя, відмовляючись від шоколаду та мармеладу, щоб не нашкодити природі харчувався жлобенятами, що їх він виловлював, коли вони влаштовували браконьєрські акції на території Африки. Пізніше відбулася його зустріч з видатним вченим Айболітом, з яким спочатку виникла суперечка та конфлікт, який на щастя потім розрішився. Після цього Бармалей подався у фундаментальну науку та проводив разом з Айболітом смілі експерименти у Лєнінграді. Пізніше його постать була спотворена всілякими неприємними піздюками у хуйовий бік. Бармалей ніколи не катував та не мучав тварин! Він був другом тварин та природи, санітаром лісу.
Цікаво, що сам Чуковський в своїй поемі "Одолеем Бармалея", яка була написана у 1942 році в Ташкенті зображав у ролі Бармалея Гітлера, якому протистояв добрий Ваня Васільчіков(Сталін) та Доктор Айболіт.


Ось одна з цитат з цієї поеми:

Мы сегодня взяли в плен
Сто четырнадцать гиен,
захватили десять дотов,
Восемнадцать самолетов,
Сто один мотоциклет,
Сто один велосипед
<...>
Правда, враг еще силен,
Так и прет со всех сторон:
У него на левом фланге
Лютые орангутанги,
А на правом сто полков
Бешеных волков.

Но уже близка победа
Над ордою людоеда,
Скоро, скоро будет он
Побежден и сокрушен
Окончательно!

Всю поему можна прочитати тут http://www.chukfamily.ru/Kornei/Tales/odoleem.htm
А от тут рецензію: http://www.ruthenia.ru/nemzer/chukovskij.html


Далі я хотів би представити шановним дослідникам декілька праць про Бармалєя:

Бармалей и Айболит
О серьезности, с которой Корней Иванович Чуковский относился к своим героям, свидетельствует вступление 1924 года к киносценарию «Приключения Крокодила Крокодиловича»: «Это поэма героическая, побуждающая к совершению подвигов… Здесь под шутливыми образами далеко не шуточная мысль». Нам следует, видимо, с такой же серьезностью проследить особенности взаимоотношений Айболита и Бармалея.

Айболит известен по нескольким произведениям, но со своим непримиримым соперником Бармалеем он встречается в стихотворении «Бармалей» и в повести «Доктор Айболит» (по Гью Лофтингу). Уже в самом желании отдать каждому из героев по названию проявляется понимание их определенной равнозначимости. Весьма существенна внешность героев. Бармалей неимоверно усат. Очевидная и закрепленная в фольклоре связь волосатости и вирильности исчерпывающе проявляется в этом образе. Напротив, Айболит с бородкой пожилого профессора достаточно стереотипен. Айболит - это, по сути, Депутат Балтики. Со своей суетливостью, со своей привычкой подолгу сидеть под деревом, он наглядно воплощает старческую немощь.

Айболит, очевидно, вегетарианец. Об этом можно судить по тому, что в доме у него на правах друзей живут утка Кика и свинка Хрю-хрю. Пираты преисполнены плотоядности. Они постоянно угрожают съесть и уточку и свинку. Бармалей же - это плотоядность, доведенная до своего естественного предела: пожирания себе подобных. Скверная страсть Бармалея к маленьким детям и его наклонность к каннибализму общеизвестны. Как признается он сам: «…мне не надо ни мармелада, ни шоколада, а только маленьких (да, очень маленьких!) детей!». Эта преступная любовь, любовь страсть, не может быть удовлетворена в рамках конвенциального общества. Недаром автор переносит события в Африку, страну так называемых дикарей, где ни инцест, ни промискуитет, ни ритуальный каннибализм не подлежат безусловному осуждению.

Но и здесь мечта не может осуществиться, поскольку Айболит, приземленный моралист и резонер, становится на пути у героя. Айболит и Бармалей - антиподы, но разница между ними не так уже велика. Они близки как А и Б. Если Айболит воскрешает детей и зверей для краткой жизни, то Бармалей навечно приобщает их к лику целительной смерти.

Образы эти далеко не так просты, как хотелось бы иным интерпретаторам.

Стоит хотя бы обратить внимание на морфологию имен. Положительного героя зовут Айболит, Айболит - это, несомненно, крик о помощи, раз и навсегда его имя ассоциируется с болью. Имя Барма-лей выглядит значительно более мирным, в нем проливается нечто умиротворяющее, мирра, елей, в то время как Барма - это ожерелье со священными изображениями, которое носили государи и высшее духовенство; Риза белая, бармы золотые - указывает Даль.
***

Как это часто бывает, экранизация едва не скомпрометировала глубину оригинала. «Айболит-66» стал разочаровывающей встречей с условностью.

Вместо романтического героя перед нами оказался предельно неудачливый злодей. Произошло резкое и намеренное снижение образа. Формальное раскрепощение кинематографа смешало добро и зло. Парой высокому Айболиту-Ефремову стал низенький Бармалей-Быков. Быков в роли Бармалея был смешон, трусоват и глуп, его кошачьи усы торчали как некая мужская компенсация. Он был исключительно безопасен. Если это было сделано с целью умаления зла, то добро тем самым не возвышалось и не увеличивалось, ибо добро и зло - две грани одного предмета.

Прощай, Бармалей! Мы так и не увидели твоей африканской страсти. Дети в богатых странах имели большой выбор великолепных кинематографических страхов.

Нам же остались только самодеятельные страшки про черные перчатки и гроб на семи гвоздях.

Алексей Тарханов http://seance.ru/n/7/barmaley-i-aybolit/


Где родился Бармалей?
Кто не знает, кто такой Бармалей, дальше может не читать: объяснять не буду. Но таких, наверное, нет. Зато, когда задаешь людям вопрос, где он родился, все без запинки отвечают: «В Африке!» Значит, он - африканец? Но нигде не сказано, что Бармалей - негр. У него белая кожа и злодейская рыжая шевелюра. Значит, он - колонизатор или потомок колонизаторов? Бур, немец, англичанин (но явно не португалец)? Авантюрист, искатель алмазов, работорговец?

Но почему обновлённый и исправившийся после съедения крокодилом он приезжает в Ленинград? Иностранца сюда бы не пустили в 1925 году, даже очень хорошего иностранца, даже по протекции доктора Айболита. Значит, Бармалей - раскаявшийся русский бандит, вернувшийся на родину для осуществления над ним психологических опытов с целью адаптации преступников к мирной жизни? Может быть, даже впоследствии он стал прототипом героя «Заводного апельсина» Стэнли Кубрика? А что, истории очень похожие...

Но если без шуток, то история рождения Бармалея рассказана в книге Льва Успенского «Имя дома твоего. Очерки по топонимике».

«А что до страшного злодея Бармалея, то мне посчастливилось... в апреле 1966 года выяснить, откуда и как он появился на свет, у самого крупного авторитета по «бармалееведению», у самого Корнея Ивановича Чуковского.
Много лет назад Корней Иванович гулял по Петроградской стороне нашего города (это такой район его) с известным художником Мстиславом Добужинским. Они вышли на Бармалееву улицу.
- Кто был этот Бармалей, в честь которого целую улицу назвали? - удивился Добужинский.
- Я, - говорит Корней Иванович, - стал соображать. У какой-нибудь из императриц 18-го века мог быть лекарь или парфюмер, англичанин либо шотландец. Он мог носить фамилию Бромлей: там Бромлеи - не редкость. На этой маленькой улице у него мог стоять дом. Улицу могли назвать Бромлеевой, а потом, когда фамилия забылась, переделать и в Бармалееву: так лучше по-русски звучит... Но художник не согласился с такой догадкой. Она показалась ему скучной.
- Неправда! - сказал он. - Я знаю, кто был Бармалей. Он был страшный разбойник. Вот как он выглядел...
И на листке своего этюдника М.Добужинский набросал свирепого злодея, бородатого и усатого...
Так на Бармалеевой улице родился злобный Бармалей.»

Скорее всего, так и было. Потому что Бармалеева улица - вполне приятное место для прогулок. Она узенькая, слегка искривленная и почти все дома на ней построены самыми известными русскими архитекторами начала 20-го века. Наверное, нет родившегося в городе на Неве жителя, который бы не слышал название этой улицы. Сейчас она называется улица Бармалеева, а не Бармалеевая, как раньше. И многие уверены, что в честь знаменитого Бармалея.

Параллельно этой улице лежат ещё несколько таких же маленьких улочек - Плуталова, Подрезова, Подковырова и Полозова. Есть даже такой местный анекдот-загадка: на эти улочки нельзя попадать пьяному. Он будет здесь плутать, ползать, потом подковырнется, затем его подрежут, а после всех злоключений он попадет в лапы страшного Бармалея!

Парфюмер императорский тут жить не мог. До начала 20-го века здесь были склады с товарами для армии, и на улицах если и были жилые дома, то избяные, вперемежку с кабаками. Район был бедный, солдатско-ремесленный. Плуталов, Подрезов, Полозов и Бармалеев были купцами, которые держали здесь склады еще в начале царствования Екатерины Великой. А пятая улица называлась Преображенской по церкви, которая сгорела после революции.

Эти улочки - одни из самых старых в городе и такие маленькие, что их никто не пытался переименовать в Краснопетроградские, Октябрьские и Первомайские. Но когда церковь сгорела и название «освободилось», остроумные филологи из комиссии по переименованию предложили назвать ее в честь 23-летнего матроса, погибшего при подавлении кронштадтского мятежа - Подковырова. Если б не мемориальная доска на одном из домов, все бы думали, что так улица всегда и называлась.

А вот откуда произошла фамилия Бармалеев - неизвестно. Предполагается, что купец был татарином, и фамилия его звучала как-то иначе. А возможно, фамилия - производное от имени Бартоломей.

Вот так люди, сами того не ведая и не желая, становятся знамениты и остаются в истории... А персонажи детских сказок получают свою улицу и место рождения.
Надежда Рубцова http://sibmama.ru/index.php?p=barmalei

лытдыбр, Бармалей, Подерев'янськознавство

Previous post Next post
Up