Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным.

Apr 16, 2016 01:44




Сергей Прокофьев

Подарили мне на ДР в этом году оперную постановку "Прокофьев - детям"
Впечатления - самые что ни на есть благостные, можно уверенно сказать, что такого подарка не получал еще никогда.

Оркестром руководила Светлана Филиппович. Многие относятся к женщинам-дирижерам скептически. Сегодня сам убедился, что такой скептицизм не оправдан.
"Гадкого утенка" спела Мария Баянкина. Прекрасная во всех отношениях певица и актриса, отлично и спела, и сыграла. Разве маленький нюанс: похоже, что в этот раз перепутала костюм. Лично я вовсе не против декольтированных платьев, ни в коем случае! Тем более если у певицы, прошу прощения, есть что "декольтировать":-)
Но ведь надо чувствовать момент. Одно дело, если Вы поете, к примеру, Виолетту в «Травиате» (есть в репертуаре певицы); здесь декольте с Вашей роскошной грудью - очень даже кстати, очень.
Детская же опера по сказке Андерсена, - это же средоточие целомудрия и доброты! Ну и причем тут декольте?! И зачем? Мы же не злую Снежную Королеву исполняем! :-) Впрочем, ладно с ним, с "детским декольте".
"Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным", исполненная после "Гадкого утенка", исправила все казусы.
Во-первых, надо обязательно привести полный текст этой баллады:
[Spoiler (click to open)]

В ту ночь их части штурмовые вошли в советский город Б.
И там прокаркали впервые «хайль Гитлер» в стихнувшей стрельбе.
Входили вражеские части, плечо к плечу, ружье к ружью.
Спешила рвань к чужому счастью, к чужому хлебу и жилью.
Они прошли по грязи грузно, за манекеном манекен.
А этот мальчик был не узнан, не заподозрен был никем,
Веселый мальчик в серой кепке. Его приметы: смуглый, крепкий.
Не знает кто-нибудь из вас, погиб ли он, где он сейчас?
Пробрался утром он к квартире и видит: дверь не заперта.
И сразу тихо стало в мире, сплошная сразу пустота.
Мать и сестра лежали рядом. Обеих немец приволок.
Смотрела мать стеклянным взглядом в потрескавшийся потолок.
Они лежали, будто бревна, - две женщины, сестра и мать.
И он стоял, дыша неровно, и разучился понимать.
Потом он разучился плакать и зубы сжал, но весь дрожал.
И той же ночью в дождь и слякоть куда-то за город бежал.
Без хлеба, в майке, в серой кепке. Его приметы: смуглый, крепкий.
Из вас не знает кто-нибудь, куда он мог направить путь?
Он знал одно: разбито детство, сломалось детство пополам.
И шел, не смея оглядеться, по страшным вражеским тылам,
По тихим, вымершим колхозам, где пахло смертью и навозом,
Вдоль речек, тронутых морозом, и по некошеным полям.
Он находил везде дорогу, и шел вперед, и шел вперед.
И осень с ним шагала в ногу и возмужала в свой черед.
Она, как сказка, шла с ним рядом, чтобы его следы заместь,
Смотрела вдаль недетским взглядом, неотвратимая, как месть.
Так шел он, в майке, в серой кепке. Его приметы: смуглый, крепкий.
Из вас не знает кто-нибудь, куда он мог направить путь?
Когда фашисты покидали пустой, сожженный город Б.,
Уже за мглистой снежной далью расплата слышалась в пальбе.
И мальчик раньше всех, как надо, вернулся в город свой родной.
Вернулся он домой с гранатой. Он ей доверился одной.
Он был фашистами не узнан, не заподозрен был никем.
Следил он, как по снегу грузно, за манекеном манекен,
Уходят вражеские части, ползет по швам железный ад;
Видать, не впрок чужое счастье, не легок будет путь назад.
Их тягачи, и мотоциклы, и танки, полные тряпья,
Ползли назад. В нем все затихло.
Он ждал, минуту торопя.
А тягачи неутомимо спасали, что могли спасти.
Но он не взвел гранаты. Мимо! Не в этих.
Надо цель найти.
Он всматривался, твердо зная в лицо мишень свою: SS.
Где же машина та штабная, что мчится всем наперерез?
Всегда сверкающая лаком, кривым отмеченная знаком,
С гудком певучим, с полным баком, франтиха фронта «мерседес»?
Она прошла крутым виражем, кренясь и шинами визжа,-
Машина та с начальством вражьим, опухшим после кутежа/
И мальчик подбежал и с ходу гранату в стекла им швырнул.
И вырвавшийся на свободу огонь из стекол полыхнул.
Два офицера с генералом, краса полка, штурмовики,
Шарахнулись в квадрате алом, разорванные на куски.
А где же мальчик в серой кепке? Его приметы: смуглый, крепкий.
Не знает кто-нибудь из вас, погиб ли он, где он сейчас?
Не знаю, был ли мальчик взорван. Молчит о нем кровавый снег.
Ребят на белом свете прорва - не перечтешь, не вспомнишь всех...
Но сказка о ребенке смелом шла по тылам и по фронтам,
Написанная наспех, мелом, вдруг возникала тут и там.
Пусть объяснит она сама нам, как он остался безымянным.
За дымом фронта, за туманом шла сказка по его следам.
Пятнадцать лет ему, иль десять, иль, может, меньше десяти,-
Его фашистам не повесить, не опознать и не найти.
То к партизанам он пристанет, то ночью, рельсы развинтив,
С пургой в два голоса затянет ее пронзительный мотив.
Он возмужает понемногу, что делать дальше - разберет.
А сказка с ним шагает в ногу и возмужает в свой черед.
Она идет все время рядом, поет и в землю бьет прикладом,
И смотрит вдаль недетским взглядом, и гонит мстителя вперед.

Не слабо, да? Автор текста - П. Антокольский. Лично я, читая этот текст, никак не мог вообразить, КАКАЯ музыка может быть приложена к такому. А ведь музыка-то сложилась, и легла, и баллада получилась вполне себе "взрослая"!Музыкальное изложение нашествия железной фашистской армады чем-то напоминает "ленинградскую" симфонию Шостаковича. Так это немудрено - Шостакович, по слухам, считал себя учеником Прокофьева. В то же время можно быть уверенным, что ни Прокофьев, ни Шостакович не "слизывали" музыку друг у друга, "похожесть" здесь - весьма условна. Прокофьев по-своему изыскан, его музыка отличается особым "огрубленным" аристократизмом.
Вероятно, это и есть одно из тех произведений, за которые Прокофьева характеризуют так:
Прокофьев - не только наш русский и советский Гений с большой буквы, но и, судя по всему, сталинист ещё тот. Ну и аристократ до мозга костей. Это - в каждой ноте сквозит. Как может это сочетаться? Для нынешнего западного (-нического) ума - загадка. Поэтому и пытаются клеймить "приспособленцем"; сами они приспособленцы.

Это Андрей Сиденко, музыкант и композитор, такую характеристику дал. Цитата не дословная, но суть в целом отражает, привет всем нашим Сиденкам в далекую Австрию:-)
И текст, и музыка, и великолепное исполнение и того и другого, заставили испытать как раз тот самый аристотелевский театрально-музыкальный катарсис, о котором писал в предыдущем посте.
Товарищу teterevv за музыкальную страничку как раз к дню моего ДР - отдельное спасибо!:-)
Одним словом, ДР удался, всем еще раз огромное спасибо за поздравления!

Музыка, Культура

Previous post Next post
Up