Подарили мне на ДР в этом году оперную постановку "Прокофьев - детям" Впечатления - самые что ни на есть благостные, можно уверенно сказать, что такого подарка не получал еще никогда.
Оркестром руководила Светлана Филиппович. Многие относятся к женщинам-дирижерам скептически. Сегодня сам убедился, что такой скептицизм не оправдан. "Гадкого утенка" спела Мария Баянкина. Прекрасная во всех отношениях певица и актриса, отлично и спела, и сыграла. Разве маленький нюанс: похоже, что в этот раз перепутала костюм. Лично я вовсе не против декольтированных платьев, ни в коем случае! Тем более если у певицы, прошу прощения, есть что "декольтировать":-) Но ведь надо чувствовать момент. Одно дело, если Вы поете, к примеру, Виолетту в «Травиате» (есть в репертуаре певицы); здесь декольте с Вашей роскошной грудью - очень даже кстати, очень. Детская же опера по сказке Андерсена, - это же средоточие целомудрия и доброты! Ну и причем тут декольте?! И зачем? Мы же не злую Снежную Королеву исполняем! :-) Впрочем, ладно с ним, с "детским декольте". "Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным", исполненная после "Гадкого утенка", исправила все казусы. Во-первых, надо обязательно привести полный текст этой баллады: [Spoiler (click to open)]
В ту ночь их части штурмовые вошли в советский город Б. И там прокаркали впервые «хайль Гитлер» в стихнувшей стрельбе. Входили вражеские части, плечо к плечу, ружье к ружью. Спешила рвань к чужому счастью, к чужому хлебу и жилью. Они прошли по грязи грузно, за манекеном манекен. А этот мальчик был не узнан, не заподозрен был никем, Веселый мальчик в серой кепке. Его приметы: смуглый, крепкий. Не знает кто-нибудь из вас, погиб ли он, где он сейчас? Пробрался утром он к квартире и видит: дверь не заперта. И сразу тихо стало в мире, сплошная сразу пустота. Мать и сестра лежали рядом. Обеих немец приволок. Смотрела мать стеклянным взглядом в потрескавшийся потолок. Они лежали, будто бревна, - две женщины, сестра и мать. И он стоял, дыша неровно, и разучился понимать. Потом он разучился плакать и зубы сжал, но весь дрожал. И той же ночью в дождь и слякоть куда-то за город бежал. Без хлеба, в майке, в серой кепке. Его приметы: смуглый, крепкий. Из вас не знает кто-нибудь, куда он мог направить путь? Он знал одно: разбито детство, сломалось детство пополам. И шел, не смея оглядеться, по страшным вражеским тылам, По тихим, вымершим колхозам, где пахло смертью и навозом, Вдоль речек, тронутых морозом, и по некошеным полям. Он находил везде дорогу, и шел вперед, и шел вперед. И осень с ним шагала в ногу и возмужала в свой черед. Она, как сказка, шла с ним рядом, чтобы его следы заместь, Смотрела вдаль недетским взглядом, неотвратимая, как месть. Так шел он, в майке, в серой кепке. Его приметы: смуглый, крепкий. Из вас не знает кто-нибудь, куда он мог направить путь? Когда фашисты покидали пустой, сожженный город Б., Уже за мглистой снежной далью расплата слышалась в пальбе. И мальчик раньше всех, как надо, вернулся в город свой родной. Вернулся он домой с гранатой. Он ей доверился одной. Он был фашистами не узнан, не заподозрен был никем. Следил он, как по снегу грузно, за манекеном манекен, Уходят вражеские части, ползет по швам железный ад; Видать, не впрок чужое счастье, не легок будет путь назад. Их тягачи, и мотоциклы, и танки, полные тряпья, Ползли назад. В нем все затихло. Он ждал, минуту торопя. А тягачи неутомимо спасали, что могли спасти. Но он не взвел гранаты. Мимо! Не в этих. Надо цель найти. Он всматривался, твердо зная в лицо мишень свою: SS. Где же машина та штабная, что мчится всем наперерез? Всегда сверкающая лаком, кривым отмеченная знаком, С гудком певучим, с полным баком, франтиха фронта «мерседес»? Она прошла крутым виражем, кренясь и шинами визжа,- Машина та с начальством вражьим, опухшим после кутежа/ И мальчик подбежал и с ходу гранату в стекла им швырнул. И вырвавшийся на свободу огонь из стекол полыхнул. Два офицера с генералом, краса полка, штурмовики, Шарахнулись в квадрате алом, разорванные на куски. А где же мальчик в серой кепке? Его приметы: смуглый, крепкий. Не знает кто-нибудь из вас, погиб ли он, где он сейчас? Не знаю, был ли мальчик взорван. Молчит о нем кровавый снег. Ребят на белом свете прорва - не перечтешь, не вспомнишь всех... Но сказка о ребенке смелом шла по тылам и по фронтам, Написанная наспех, мелом, вдруг возникала тут и там. Пусть объяснит она сама нам, как он остался безымянным. За дымом фронта, за туманом шла сказка по его следам. Пятнадцать лет ему, иль десять, иль, может, меньше десяти,- Его фашистам не повесить, не опознать и не найти. То к партизанам он пристанет, то ночью, рельсы развинтив, С пургой в два голоса затянет ее пронзительный мотив. Он возмужает понемногу, что делать дальше - разберет. А сказка с ним шагает в ногу и возмужает в свой черед. Она идет все время рядом, поет и в землю бьет прикладом, И смотрит вдаль недетским взглядом, и гонит мстителя вперед. Не слабо, да? Автор текста - П. Антокольский. Лично я, читая этот текст, никак не мог вообразить, КАКАЯ музыка может быть приложена к такому. А ведь музыка-то сложилась, и легла, и баллада получилась вполне себе "взрослая"!Музыкальное изложение нашествия железной фашистской армады чем-то напоминает "ленинградскую" симфонию Шостаковича. Так это немудрено - Шостакович, по слухам, считал себя учеником Прокофьева. В то же время можно быть уверенным, что ни Прокофьев, ни Шостакович не "слизывали" музыку друг у друга, "похожесть" здесь - весьма условна. Прокофьев по-своему изыскан, его музыка отличается особым "огрубленным" аристократизмом. Вероятно, это и есть одно из тех произведений, за которые Прокофьева характеризуют так: Прокофьев - не только наш русский и советский Гений с большой буквы, но и, судя по всему, сталинист ещё тот. Ну и аристократ до мозга костей. Это - в каждой ноте сквозит. Как может это сочетаться? Для нынешнего западного (-нического) ума - загадка. Поэтому и пытаются клеймить "приспособленцем"; сами они приспособленцы.
Это Андрей Сиденко, музыкант и композитор, такую характеристику дал. Цитата не дословная, но суть в целом отражает, привет всем нашим Сиденкам в далекую Австрию:-) И текст, и музыка, и великолепное исполнение и того и другого, заставили испытать как раз тот самый аристотелевский театрально-музыкальный катарсис, о котором писал в предыдущем посте. Товарищу teterevv за музыкальную страничку как раз к дню моего ДР - отдельное спасибо!:-) Одним словом, ДР удался, всем еще раз огромное спасибо за поздравления!