Валорэн в окружении обоих прокуроров. Фото с сайта театра
Еще один неплохой
спектакль посмотрели в том самом театре. «Третья голова» («La tete des autres», 1952) - комедия
типично французская. Автор, Марсель Эмэ, в России известен не особо; напомнить можно разве как автора книги, по которой снят некогда популярный в СССР
фильм про "проходящего сквозь стену" (Эмэ же был ведущим сценаристом этого фильма).
Тема "Третьей головы" сегодня в России актуальна более чем. Возможно, даже более актуальная нежели для Франции 60-х, когда пьесу ставили с аншлагами по всей Европе.
Игра актеров, как всегда в этом театре, отличная. И Валорэн (та самая "третья голова", актер С.Дьячков), и оба прокурора, и Директор музея Инквизиции, и их жёны - все актеры на своем месте каждый. Даже (как бы второплановые) киллеры (актеры Н.Дик, И.Мозговой) - и те удались, запомнились. Музыкальные паузы в живом исполнеии оркестра из самих актеров - отличное новшество. Мелодия, хоть и простая, но слух не режет, заставляет зрителя пританцовывать, отсылка к некоему единому оркестру из разноплановых персонажей более чем удачная.
НО.
Не совсем согласен (или даже совсем не согласен) с режиссером: Здесь внимание зрителя заостряется на заурядной коррупции судейских чиновников и ветрености/неверности их жён. То есть сюжет упрощается донельзя, сводится к легкому такому то ли водевильчику, то ли фарсу.
Зритель повзыскательнее восклицает про себя: "Подумаешь, эка невидаль, коррумпированные прокуроры и скучающе-лядовитые прокурорские жёны!". И такой зритель в чем-то прав. Ведь по задумке комедия должна быть серьезной сатирой, изобличающей и судебно-буржуазную систему, которой одинаково ревностно прислуживают и высокопоставленные людоеды-прокуроры, и циничные киллеры; систему, которая заточена на дегуманизацию. Валорэн, по идее, должен быть не просто обаятельным артистом джаз-оркестра и роковым любимцем женщин, а таки как-то оттенять эту как бы правосудную пакость какой-никакой революционностью, борьбой за Истину. Здесь же получается то, что получается. Актер Дьячков тут ни при чем, Дьячков, как, впрочем, и другие актеры, выдает даже больше чем возможно выжать из столь облегченной постановки. Претензии к режиссеру. Или к самому Рудольфу Давыдовичу, если он в этом "облегчении" участвовал. Это впечатление - не только моё личное. В театральной среде ходят слухи, будто Народный артист РСФСР Валентин Гафт, ставший известным благодаря роли Валорэна в этой пьесе и до сих пор числящийся консультантом нынешней постановки, высказывал претензии ровно такие же. Но именитого консультанта не услышали или не послушали...
В любом случае постановка настоятельно рекомендуется к просмотру. Я же не критик, я только учусь. Ну и опять же, не стОит судить о театре по тому как "Рабинович напел":-)))