На тему раннего развития детей написано очень много статей. В наше время очень модно ,чуть ли не с пеленок, отдавать детей в центры раннего развития. Родители усердно, с большой гордостью развивают своих маленьких «вундеркиндов», постепенно добавляя в программу всевозможные кружки, английский и китайский языки. А в 5-6 лет ведут их в школу и при каждой возможности хвастаются перед всеми, своими «развитыми не по годам» детьми.
В погоне за своими мечтами, в плену своих амбиций, родители не замечают, что ребенок еще не «созрел» и приходя домой со школы первым делом бежит играть. Ему не интересно в школе и он не хочет учиться. И только тогда, родители начинают понимать, что украли детство.
Я не говорю, что детей не нужно вообще развивать. Я за то, чтоб все было в меру. И каждый родитель сам решает, что лучше для своего ребенка. Просто требования сейчас такие, что приходя в школу, дети должны знать и уметь, то чему нас учили в школе учителя в первом классе.
Когда я купила своему шестилетнему сыну книгу В.Федиенко «Готовы ли мы к школе. Большая книга тестов», я была удивлена, мягко говоря). В ней автор описывает требования к знаниям и навыкам ребенка шести лет при поступлении в школу, согласно существующей практике. Вот некоторые из них к математике, логике, вниманию, памяти, природоведению,социальному воспитанию,мелкой моторики, развитию речи, основам грамотности.
Шестилетний ребенок должен иметь такие знания и навыки:
- Ориентироваться в пространстве относительно себя и других объектов, пользоваться планом-схемой.
- Уметь решать простые задачи и примеры на сложение и вычитание в пределах 20.
- Понимать отличие между цифрами и числами.
- Знать единицы измерения: килограмм, литр, метр, сантиметр, час, минута.
- Определять по календарю число и месяц.
- Владеть приемами систематизации: умением располагать предметы в определенном порядке, устанавливать между ними определенную последовательность на основании двух или более признаков.
- Уметь рассуждать: обосновывать, доказывать и отстаивать правильность своих мыслей, используя при этом связки «и...», «...если, то...», «...потому, что...».
- Находить лишние буквы в словах.
- Запоминать ряды цифр (4-6) зрительно или на слух.
- Различать состояния воды, почвы, воздуха.
- Различать три или более видов деревьев, кустарников, травянистых растений, грибов.
- Иметь представление о строении растений, функциях отдельных частей.
- Различать три или более видов зверей, рыб, птиц своей местности, не менее двух видов бабочек и жуков, а также знать стрекоз, кузнечиков, муравьев, пчел, лягушек, ящериц и т.д. Знать особенности их передвижения и питания.
- Различать хищников и травоядных животных, перелетных и зимующих птиц.
- Иметь представление о жизни диких животных в разные времена года на примере ежа, зайца, медведя, лисы,волка. Знать об особенностях их передвижения, питания, способы защиты от опасности.
- Описывать такие явления природы, как туман, иней,гололед, радуга.
- Устанавливать связь между строением животных и способом их жизни.
- Элементарно ориентироваться по глобусу или карте!
- Знать некоторые народные обычаи и традиции, обереги украинского народа. Знать народные сказки, колядки и т.д.
- Знать понятия «родословная», «родословное дерево», происхождение своей фамилии, имени.
- Знать о школе, ее предназначении, структуре, помещениях.
- Знать о других нациях, проживающих в регионе.
- Знать о других странах мира: внешний вид жителей, разнообразие языков, обычаев, быта.
- Иметь развитые гибкость, координацию и слаженность работы рук.
- Иметь развитый глазомер (определять центр, середину фигур и листа бумаги,сравнивать расстояние между изображенными предметами и их относительные размеры.
- Писать слова и простые предложения печатными буквами.
- Переписывать печатными буквами 2-3 предложения с доски, из книги, под диктовку.
- Переписывать печатными буквами 2-3 предложения с доски, из книги, под диктовку.
- Составлять предложения и словосочетания из предложенных слов. Выполнять различные упражнения на словообразование.
- Иметь представление о предложении как о группе связанных между собой слов, которые выражают законченную мысль.
- Владеть навыками чтения ( по слогам, а лучше - слитного).
- Делать во время чтения паузы между предложениями. Выделять интонацией разделительные знаки. Должным образом читать восклицательные и вопросительные предложения.
Это я привела в пример только несколько, остальные требования можно прочитать в книге и их там очень много.
Я еще понимаю, когда детки сами тянутся к учебе, с хорошей памятью и их насильно не заставляют в 4-5 лет читать и писать. Но их не так уж и много. Так зачем всех детей подгонять под одни стандарты.
Вот я и решила своего сына отдать в школу через год, в семь лет. И пусть мне говорит логопед и воспитатель, что он готов к школе и будет отличником, но мне просто нужен «Хороший человек». Ведь детство не вернешь и порою, воспоминания о нем будут согревать душу всю жизнь. Не хочу красть его у своего сыночка.