Детский садик в Германии, наш опыт

Sep 28, 2017 11:39

Между этими двумя фотографиями - почти ровно два года. Слева полуторагодовалый Миша тусит в коридоре детского садика, где в группе адаптируется не знающий ни слова по-немецки Владик, справа - Миша позавчера, в солидные три с половиной после одного из первых собственных садовских дней. Очень люблю делать такие flashback-фотографии, сразу видно, что не просто я тут глазом моргнула, а два года действительно прошли :). Этот пост - о нашем садовском опыте с двумя детьми в небольшом городке под Мюнхеном.




Виды садиков
Садики в Германии бывают государственные, церковные, родительские инициативы и частные. Государственные обычно самые большие по размеру, часто в одном и том же здании располагаются и ясли, и сад. Церковные прикреплены к какому-либо приходу, но приоритета при поступлении у детей прихожан и вообще у детей из семей соответствующей конфессии нету, принимают детей любого вероисповедания. Родительские инициативы как следует из названия организуются группой родителей в ответ на нехватку мест в садах в конкретном районе, частично спонсируются городом, обычно в них совсем мало детей - в пределах 20ти, а родители включены в процесс организации садовской жизни сильнее, чем в остальных типах садов. Ну а частные - это частные, их очень много разных, есть даже сетевые, и ценник на частный сад может достигать тысячи евро в месяц.
В городских и церковных садиках размер группы - до 22ти детей, в каждой группе - 2 воспитателя. Группы всегда разновозрастные, баланс возрастов и пола соблюдается довольно строго - нередко можно увидеть объявления в духе "в садике таком-то есть место для двух четырехлетних девочек".
Наш садик - церковный, при евангелической церкви с романтическим названием Waldkirche ("Лесная церковь"), небольшой: в нем всего 2 группы по 20-22 ребенка в возрасте 3-6 лет.

Запись и получение места
В садик в Баварии дети отправляются в три года, до того есть ясли, в которых значительно меньше размер групп, и как следствие значительно меньше мест и значительно больше стоимость. Могут так же взять с сентября тех детей, которым три исполнится до 31го декабря. Записываться нужно весной, в марте-апреле проходят дни открытых дверей в садах, и вот на них можно записаться. В самом Мюнхене есть онлайн система записи (Kitafinder), но на всю землю она не распространяется.
С Владиком нам повезло, мы приехали в августе, нашли жилье и недалеко от него нашли, в общем-то пальцем в небо, садик, в котором с сентября было место. Мишу записывали в апреле, когда ему было два года в надежде на место с зимы (у Миши день рождения 11 января, т.е. он всего на 11 дней "опоздал" к осеннему набору), но надежда не оправдалась, и он пошел в садик в три с половиной года с этого сентября.

Адаптация
В начале сентября для новеньких детей проходит адаптация. Адаптируют порциями, одновременно по два ребенка в группе. Адаптация проходит индивидуально, кто-то долго сидит с детьми в группе, когда я привела Владика, я сперва сидела на кухне - там стоит вода-кофе для родителей. У Владика адаптация была непростая, сперва, пока я приводила его на пару часов поиграть, он обходился без языка и легко меня отпускал и в кухню, и даже погулять с Мишей, а вот когда понадобилось участвовать в общих делах, сразу стало сложно. Несколько дней мы с Мишей провели с ним в группе, я синхронила Владику всё, что происходило, убедившись, что он понимает распорядок дня, снова стала уходить, оставляя ему картинку часов со временем своего возвращения и всякие рисовательные задания.



У Владика с навыками самообслуживания было уже, в общем, нормально, когда он пришел в садик, у трехлеток, понятное дело, часто бывает не так, так что в начале их пребывания в саду им назначают в "опекающие" кого-то из старших детей, которые в саду последний год. Основная цель опекуна - помогать "опекаемому" одеваться на прогулку :) Владик в свой последний год сам был "опекуном", а у Миши сейчас аж две "опекунши", одна из которых завязывает ему шарфик красивее и аккуратнее, чем это умею делать я.
У каждого ребенка есть место на вешалке (рядом с ним стоит Миша на заглавном фото поста) с маленькой картиночкой-символом, которым помечены и другие принадлежащие ребенку в саду площади, например, мешок для физкультурной формы, ящик для рисунков, ими же обозначаются дежурства, которые ребенок делает. Владика с садиком долгое время значительно примиряло то, что его значок - кораблик, он же по наследству перешел Мише.

Распорядок дня
В распорядке дня оказалось много мелочей, для нас с Владиком совсем неочевидных, из-за чего его адаптация тоже происходила хуже, чем могла бы.
Детей приводят в садик начиная с 7.30 до 8.45, при записи бронируется 15минутный интервал, в который приводить, чтобы не было толпы. Приведенные дети с утра занимаются свободной игрой, до 8.45, когда начинается "утренний круг" (Morgenkreis). По приходе в садик принято, чтобы ребенок подошел к воспитателю, подал ему руку и поздоровался, глядя в глаза - для Владика это было сложной задачей, так как он все время подавал не ту руку (это потом уже у них с воспитательницами это стало приколом). Дети обращаются к воспитателям на "ты" и по имени, родители - на "вы" и по фамилии. Так же в самое утреннее время (8.15-8.45) для детей, которые в следующем году уходят в школу (Vorschulkinder) проводится занятие по подготовке к школе.
На утренний круг дети собираются на коврике в центре группы, здороваются по кругу, называя друг друга по имени и поют приветственную песенку (их выбирают крутанув стрелочку на специальном кружке с картинками). После этого воспитатель спрашивает кого нет (дети называют), распределяются дежурные на день и на неделю, переставляется календарь и оглашается сегодняшнее обеденное меню. После окончания утреннего круга - время свободной игры, поделок и перекусов: дети садятся есть принесенный из дома перекус (Brotzeit) не централизованно, а порциями, когда кто проголодался, но воспитатели, естественно следят, чтобы поели все. К перекусу стоит вода, сок и фрукты от садика. Тогда же проводятся "сезонные" программы, например, учатся песни к дню благодарения, или детей приглашают к какой-то деятельности: не толпой организованно ведут на занятие, а предлагают поделки или игры (по-немецки это называется Angebote, "предложения", воспитатели выбирают их не случайным образом разумеется, точно так же как и детей на них приглашают группками по 6-8 человек тоже не случайно, а аргументированно, о чем письменно отчитываются). Материалы для рисования так же находятся в свободном доступе, можно взять себе самому специальную пластиковую подложку и рисовать-резать-клеить сколько душе угодно. Владик чаще всего свободное время проводил именно так или за настолками. Я мало фотографировала централизованные садовские поделки, как-то это не принято, а может я еще с Мишей исправлюсь. Вот нашлась в инстаграме совместная поделка для украшения входной двери в садик: Владик вырезал и наклеивал глаза, частично шил сову и, главное, отрывал и засовывал вату.



Фонарики для дня святого Мартина тоже мастерят централизованно в саду, вот Владик со своим первым фонариком:



Очень красивые штуки делали каждый год на день матери и день отца, которые оба в мае, например вот парковочные часы из позапрошлого года (на часах трогательная надпись, что они не сертифицированные, поэтому использовать в машине надо настоящие :))). Мне в тот год полагался браслетик с бусинами из полимерной глины.



Вернемся к распорядку дня :). Около 11.30-11.45 дети начинают собираться на прогулку, и с 12.00 до 12.30 - первое время забирания (Abholzeit), когда забирают тех, кто в садике не обедает. Гуляют почти в любую погоду, для прогулок в дождь в садике должны лежать отдельные сапоги и водонепроницаемые штаны (Matschhose). У садика небольшая площадка с лазалкой-горкой, сеточными качелями, большой песочницей и кучей основательных бревен для всяческого строительства. Летом включают колонку для игры с водой. Зимой, когда есть снег, ходят гулять на близлежащий склон с санками.
Прогулка заканчивается около 12.45, в 13.00 все садятся обедать, и в 13.30-14.00 забирают тех, кто не остается на вторую половину дня (это примерно половина детей).
После окончания обеда оставшиеся дети собираются в одну группу, и для них проводят уже занятия более организованного вида: подвижные игры по понедельникам, поделки по вторникам, музыка по средам и эксперименты по четвергам. После занятия дети снова идут гулять, и с прогулки их можно забирать в промежуток с 15.30 до 16.00. В пятницу послеобеденной программы нет, сад закрывается в 14.00, и да, работающие семьи изворачиваются как могут.

Помещения и быт
Государственные и церковные садики внешне часто неказисты. Наш - простая одноэтажная коробка с маленьким двориком, где дети гуляют, правда, с ярко раскрашенным деревянным забором. В садике две группы, у каждой помещение из двух комнат, одна большая, метров 25-30, вторая - поменьше. В группе стоит три столика, за которыми дети едят и мастерят, шкаф с посудой, шкафы с настолками и игрушками, и несколько отгороженных "игровых уголков" (Spielecke): кукольный, с кубиками и конструкторами, корзинка с костюмами для переодевания, магнитная доска с фигурками и буквами. Часть игрушек - во второй комнате, здесь же, если после обеда какой-то ребенок явно рубится, его могут уложить на мате под одеялом спать (специально никого не укладывают). Есть большой спортзал с шведской стенкой, мячами, обручами и большой картонной коробкой для игр, которую пожертвовал кто-то из родителей, купивших новый холодильник. Есть маленькое помещение-мастерская, куда детей берут маленькими группами делать поделки, склад, кабинет директора и небольшая кухня. На кухне не готовят, еда привозится из организации Caritas, которая обслуживает все сады в нашем городке, а так же дом престарелых. Я сфотографировала один раз типичное меню на неделю:



Для невладеющих: обед состоит из основного блюда и десерта, если основное блюдо сытное, то на десерт - фрукты или йогурт, если основное блюдо суп, то десерт будет поплотнее. Кстати, манная каша - это тоже десерт :). По пятницам неизменно на десерт мороженое. Циферками на меню подписаны аллергены.

Подготовка к школе
Весной того года, когда ребенку исполняется 5 лет, в садике проводится небольшое тестирование в игровой форме, а потом, по его итогам - разговор с родителями на тему того, идет ли ребенок в школу с 6ти или ему предстоит ждать еще год. Смотрят не только и не столько на чисто интеллектуальные навыки (счет до 5ти с соотношением цифры с количеством, умение рассказать историю по картинкам, ровно вырезать и раскрашивать, написать собственное имя), сколько на навыки социальные, способность сосредоточиться на задании и действовать по инструкции. Случаи, когда ребенка оставляют лишний год совсем нередки, у Владика в классе сейчас например двое его товарищей по детсаду 2010го года рождения, которые по формальным признакам могли бы пойти в школу год назад, но родители решили дать им дозреть. Для немецких родителей это скорее даже желанный вариант развития событий, ни в коем случае не стигматизируемый, к раннему развитию и опережению событий народ здесь не стремится от слова совсем.
Если же педагоги и родители совместно решают, что ребенок идет через год в школу, то он становится "предшкольником" (Vorschulkind), и это совершенно особый статус в саду. Для таких детей проводится подготовка к школе, курсы самозащиты, первой помощи, курс дорожного движения с полицейским, для них есть специальные варианты поделок, которые не дают младшим (маленькие ручные ткацкие станки, на которых они делают себе кошельки или коврики, вышивка и кажется, что-то еще). Владик был очень горд, что его наконец-то допустили к тканью.



Еще старшие дети переставляют календарь по утрам (тем самым заучивая прочно числа, месяцы и дни недели, и да, есть дети возраста 5-6 лет, которые знают это далеко не твердо), отвозят грязную посуду после обеда на кухню и помогают новеньким трехлеткам с навыками самообслуживания, им дают роли со словами в праздничных постановках. С них уже довольно много спрашивают в плане уступания младшим и помощи им, в частности, именно после своего последнего года в садике Владик научился давать младшим фору в играх и делать это очень осмысленно - навык, который я замечала далеко не у всех его русских ровесников, даже у тех, у кого младшие есть.
Для детей не-немецкого происхождения или тех, кто долго жил не в Германии, организуются специальные языковые курсы при школе, куда собираются централизованно дети из всех садиков городка. Владик ходил на такие раз в неделю, там были языковые игры, понемногу учили буквы, делали графомоторные задания, делили слова на слоги. Так как Владик уже умел к пяти годам читать по-русски (хотя он и не любитель этого процесса до сих пор), то немецкое чтение после этих курсов пришло вполне органично. Но вообще говоря, умение читать в начале школы не требуется.

Праздники
Праздники - это та часть садовской жизни, в которой, пожалуй, проявляется в основном его религиозная направленность (если не считать еще стишка-молитвы перед обедом), но Германия вообще страна, в которой праздники в основном религиозные, так что как я понимаю, это не шокирует здесь и неверующих людей так, как шокировало бы в России. На каждый праздник в садик приходит священник и/или проводится специальная детская служба в церкви. Празднуются день благодарения (Erntendank), день Святого Мартина (18го ноября), это тот самый праздник фонариков, который становится так популярен у нас, правда, с совершенно другим смысловым наполнением. День св. Николая 6го декабря, Рождество обычно в середине (на само 25е все, естественно, на каникулах), перед ним обязательно небольшая ежедневная программа с библейскими историями, масленица (Fasching) перед началом Великого Поста с обязательными пончиками от города и карнавалом, Пасха (перед ней тоже обязательно серия рассказов библейских историй) и Иванов день летом. К моей великой радости напрочь отстутсвует жанр установки детей на табуреточки и декламации стихов сомнительного качества и прочая дрессировка для демонстрации родителям. Праздник всегда в первую очередь ДЛЯ детей. Спектакль-выступление присутствует, участие в нем только по желанию, для самых старших детей, роли с малым количеством текста или вообще без слов, в основном играют воспитатели, что детей очень веселит. Дважды в год садик проводит базар-распродажу, где желающие распродают ненужные детские вещи, 20% от дохода идет саду, и на эти деньги обычно устраивается часть праздников: например, приглашается клоун или фокусник на летний праздник, "настоящий" св. Николай в декабре, а в прошлом году в сад приезжал "театральный автобус", куда все дети набились и смотрели кукольный спектакль.

Лесные недели
Это фишка нашего садика - дважды в год, в конце весны и летом проводятся лесные недели, когда дети на все дообеденное время отправляются на полянку в лесу и играют там. Так как садик расположен на отшибе городка, идти до леса взрослым ходом минут 7, но для детей это целый поход! В лес идут в любую погоду, Владика нам в частности из леса как-то возвращали вот таким.



В заключение надо сказать, что, да, мой пост звучит как беспрерывный дифирамб немецкому саду, и это так, садом мы очень довольны, и если учесть отсутствие какой-либо "разведки" на этот счет при выборе, нам очень повезло. Конечно были и всякие сложные моменты, замешательства лингвистического характера между Владиком и воспитателями, Владиком и детьми, мной и руководством, у Владика были нестыковки по отношениям (и драки!) со старшими мальчиками, с которыми мы, взрослые разбирались и помощь от садика в этих вопросах всегда была терпелива и цивилизованна. Для Владика начало садика было большим стрессом и выходом из зоны комфорта, но по итогам я вижу, насколько его зона комфорта расширилась в итоге. Та система воспитания, которая принята в нашем саду, основанная на минимизации ненужного давления на личность, конкретно личности нашего старшего чувствительного ребенка, очень подошла, стресс был переработан в опыт, и Владик вспоминает садик регулярно, с удовольствием, в школе продолжает общение с теми садовскими ребятами, которые попали с ним в один класс. Мише, конечно, адаптироваться гораздо легче, он в этот садик ходил каждый день в течение двух лет, и все в нем знает. За две недели он уже выучил всех детей по именам (Владик мог похвастаться этим подвигом только к началу зимы :)), прорыва в немецком пока, естественно, еще не произошло, дома разумеется периодически жалуется в духе "что ж вы не предупредили, что вся эта тягомотина на десять лет", но остается он там спокойно, из всех лингвистических замешательств они пока что с воспитательницами выходят мирно, и прогнозы у меня оптимистичные. Пойду-ка пожалуй его забирать :).

лук и стрелы, Германия

Previous post Next post
Up