Октябрь в этом году (и хвостик сентября) были временем болезней и домашнего заточения - я об это еще не писала, правда? Расхожий стереотип - сидение дома - это пассивный образ жизни, мотание по разным местам - активный. По итогам сидения дома имею теперь сказать, что по-моему - совершенно наоборот. Когда ты куда-то мотаешься, вещи происходят с тобой сами собой, надо только двигаться, а когда сидишь дома - нужно самостоятельно их _происходить_. Вот этим мы и занимались в октябре.
Гуляли мы на балконе, в полном обмундировании.
А потом, когда мы поправились, зарядил дождь и даже снег, и мы все равно особенно не гуляли, а потом вдруг была пара совершенно волшебных дней - сухих, ярких и солнечных, как в золотую осень - специальный подарок всем проболевшим, мы побежали в парк Политеха, под прикормленные деревья, нашли там каштаны и желуди, дожидавшиеся специально нас, и насладились воздухом и светом.
Но в основном мы конечно развлекались дома. Я давно не писала о разных Владиковых умениях и интересах, так что крепитесь - сейчас как напишу!
Владик пишет. Именно так, не умея читать ничего кроме простых слогов, Владик довольно прилично умеет, а главное - очень любит - писать. Он занимается этим самостоятельно, но тогда направление письма скорее всего будет справа налево, и часть букв все-таки убежит. Но если ему диктовать, слегка акцентируя нужную букву, он в состоянии написать читаемые тексты, например, папе список покупок.
Что касается собственно чтения, то папа научил Владика читать слоги, но дальше пока дело не пошло. Так как Владик любит выдумывать всякие забавные слова, я решила попробовать
вот такую книжку - названия видов транспорта разрезаны на слоги и можно составлять всяких монстров. Владику очень нравится, словесное дуракаваляние - его любимейшее времяпрепровождение, слоги постепенно шлифуются, но до прочтения целого слитного слова он так пока и не дошел.
Еще Владик считает. Изучает старательно числовой ряд, в основном, с помощью карточек с машинками от "Траффик джема". Осваивает двузначные числа и принцип их прочтения, пока еще, правда может прочитать 42 как "двадцать четыре" и наоборот.
Пишет цифры сам и тщательно их разрисовывает, выкладывает, лепит.
Владик очень любит задание соединить цифры по порядку, как-то раз я сделала ему такое задание в большом масштабе.
Получились у нас дороги, мы вокруг них нарисовали целый город, с домами, детской площадкой, заправками и железной дорогой.
Кормит рыбок - раскладывает фасолинки по нужному количеству
Освоил вычитание.
Задания я ему рисую в масштабах - и это помимо тетрадок!
Английский. До болезни мы в сентябре успели один раз сходить с Владиком на английский, и это единственное занятие дало Владику огромный толчок - он стал вдруг говорить простыми фразами и вспомнил кучу слов. Особенно ему нравится за едой обсуждать кто что любит. Произношение у него все-таки забавное, он меня тут озадачил фразой "this is my timmer", имелось в виду "tummy", но я минут пять у него до этого допытывалась. Сейчас мы снова сходили один раз, попали уже правда в другую группу - в нашей старой мест нет, но нам очень там понравилось, а Мише очень понравилась тамошняя игровая.
И еще Владик начал петь. Я уже давно поняла, что у меня не юный Моцарт, долгое время Владик вообще не понимал как петь вместе - он мог только повторять за мной слова с произвольной мелодией и ритмом. Сейчас он в мелодию не попадает по-прежнему, но пытается по крайней мере интонировать и выдерживать ритм, он стал петь вместе со мной и стал куда больше петь сам. Я пару раз доставала гитару, после чего он изъявлял желание учиться на ней играть. Ну-ну :)). Музыкальные пристрастия у юноши разнообразные, хотя и ограничены пока маминым плейлистом вконтакте: больше всего он любит песни из разных старых мультфильмов и фильмов (про Трубачей из "О бедном гусаре" и "Кто на новенького"), бардов (в самом большом фаворе сейчас Иваси - песня про время и "Бережкарики", к ним мы даже движения придумаои и развлекали так Мишку во время ингаляций) и почему-то французская песня о белом горностае.
Прочие игры.
"Зеленые поляны". Ее нам прислала Женя-giraffka еще на прошлый новый год, и тогда она у Владика не пошла. А тут он сам ее попросил, долго и подробно описывал, так как я не сразу поняла, о какой игре речь. Больше всего любит выкладывать длинные дороги для машин разумеется.
Корабельная тема.
"Тайны морского флота" у нас книжка, которая никогда не убирается на полку, и мы уже знаем все правильные названия мачт.
Сперва был просто таз.
Этот таз мы тюнинговали целую неделю, сделали ему мачту, бушприт, бак и ют.
Потом он превратился в крейсер, и маленький буксирчик отвез его на ремонт.
А потом был еще вот такой корабль из коробки от беговела.
Потом, разумеется, стало так.
Еще были кораблики из пенки, Владик был ветром и гонял их из порта в порт.
Корабли рисованные.
Паром с лестницами и пронумерованными палубами. Я хотела повторить игру с кубиком, чтобы Владик наклеивал столько палуб, иллюминаторов и труб, сколько выпадет, но он сжульничал, так как хотел самый высокий паром, и кидал кубик, пока не выпала шестерка. Вообще, кто учит детей жульничать в играх? Точно не мы!
Еще одна тема игр - в доктора (неожиданно, правда? :))). Владик лечил папу с совершенно профессиональными интонациями, подцепленными им от смотревших его врачей: "носик чистенький", "а сейчас чуть-чуть пощиплет", "теперь другое ухо".
Владику очень понравилась игра "в аптекаря" (которого он, правда, иногда называл библиотекарем): я разводила ему пищевые красители трех основных цветов, выдавала шприц, а затем приходили звери, которым доктор прописал лекарства разных составных цветов, и Владик должен был смешать требуемое. На будущее - когда удастся выбраться в магазин - думаю раздобыть каких-нибудь колеровочных образцов, чтобы разнообразить оттенки и давать зверям "рецепты" от врача.
Шурупы, отвертки и куски пенопласта = очень интересное занятие на час с лишним.
Но самый отросший у Владика скилл - это взаимодействие с Мишей. Я удивляюсь тому, насколько быстро он учится заботиться о нем, предлагать ему игрушки, чтобы потом заняться своими, придумать какое-нибудь развлечение типа катания мячика, которое Мишке нравится, следить чтобы Мишка не полз на край дивана и не ел бумагу. Без тычков и воплей "мама, я ему даю игрушки, а он все равно хочет те, что у меня" конечно не обходится, но в целом вектор их отношений меня очень радует.
Мишка Владика просто обожает, частенько уползает за ним из комнаты, где нахожусь я (!!!!), недавно тут Владик ушел в туалет и что-то там засиделся, распевая громко песни, Мишка понарезал кругов по квартире, встал около двери в туалет и стал стучать по ней и вопить, выходи уже, мол! Он постоянно интересуется тем, что делает Владик и активно пытается за ним повторять - соединять детали конструкторов например, сегодня удивил нас обоих окончательно - Владик рисовал, Мишка постоял- посмотрел и начал гудеть, намекая на фломастеры. Я выдала ему один, и он минуту крайне сосредоточенно чиркал им по листу перед тем, как перевернуть и отправить в рот :).
Все больше нужно и получается игр, в которых можно задействовать двух детей сразу в одном сюжете. Вот, например, игра в непослушные воздушные шарики - мы играли в нее в тот день, когда я болела и лежала большую часть дня - Владик пытался уложить непослушных воздушных шариков спать (рядом со мной) , а они не хотели и вылетали из-под одеяла и разлетались по всей комнате - и Владик их ловил и загонял обратно, а Миша просто за ними ползал. Воздушные шарики - вообще лучшие друзья мам двух детей :)))
Запуск самолетика с реактивным двигателем на веревке тоже нравится обоим.
И еще одно очень популярное развлечение с воздушным шариком, фото еще летнее, тогда я забыла показать, а повторяем мы его с неизменным удовольствием.
Мы снова стали с Владиком снова читать! Впервые со времени как Миша обрел подвижность. Дело в том, что у Миши к книгам очень активное отношение. Читать старшему пока младший ползает вокруг - это не наш вариант. Даже если до момента начала чтения Миша был спокойно занят своим делом, появление книжки заставляет его бросить все и с гиканьем мчаться к нам. До недавнего времени он пытался книжки съесть, теперь уже не пытается, но трогает крайне активно, пытается сковырнуть рисунки или по ним пошлепать. Фотография ниже наглядно демонстрирует как именно это происходит.
У Владика же стиль чтения - свернувшись у мамы на плече и глядя на страницу, так что такое активное "чтение" его напрягает. После возвращения из отпуска удалось синхронизировать время укладывания на ночь, и я читаю Владику пока Мишка пребывает в молочной нирване (скоро это кажется станет единственной причиной продолжения нашего с ним гв :)). Так что мы стали читать гарантированно раз в день. Обычно это одна книжка, хотя Владик уже вполне дорос до чтения книжек по частям.
У Евгении Шафферт было
любопытное обсуждение про разные типы читающих детей, кратко - дети, которым читают много, меньше "проникают" в читаемые книги, а те, которым читают меньше, книги глубже "прорабатывают", более углубленно в них играют - вот у Владика очень явный переход от первого типа чтения ко второму, он просит читать одну и ту же книжку по несколько раз подряд и пару дней после первого прочтения строит игры в основном вокруг сюжета именно новой книжки. Скорее всего это не только с количеством чтения связано, но и возрастное конечно.
Новые книжки этого месяца - во-первых,
мишеустойчивая книжка про город добрых дел со страницами из толстого картона (это наша, кажется, единственная прогулка в Пискаревский парк за весь месяц, и мы тогда взяли книжку почитать с собой).
Второй хит -
"Приключения лесных человечков" латышской писательницы Маргарите Старасте. Она такая девчачья по стилю, и я не думала, что Владик ее сильно оценит, но он очень оценил, и мы читали ее на ночь чуть ли не половину октября (она длинная и разбивалась обычно на две вечера)! А днем Владик постоянно требовал играть в нее. Вот сделала ему гномов из тубуса от бумажных полотенец, а он нарисовал гнусов и водил гномов мимо их болота.
А вот он строил гнусов из лего, а Миша был гномом Пикселем их побеждавшим. В книжке гномов зовут Пиксис, Риксис, Тиксис и Миксис - так что мишино домашнее прозвище органично вписалось в их круг :).
Владик много вопросов задавал про злых персонажей в этой книге, особенно про ведьму, потому что еще одна книга, которую мы активно читали в этом месяце -
"Верхом на помеле", а там ведьма положительный персонаж. И вот Владика очень интересовало "почему ведьма злая?". Мой ответ, что она не захотела быть доброй, его пока что устроил, но судя по повторяемости вопроса, мне скоро придется этот ответ расширять :).
Еще мы прочитали
"Минус и большой мир" Свена Нурдквиста, это в общем-то тоже про числовой ряд. Главный герой там внешне чем-то на Владика похож, и очень нам нравится кстати кто-нибудь знает где купить такие красные штаны?.
Мальчик Минус отправляется в путешествие, в котором ему встречаются последовательно 1, 2, 3 и так далее странных персонажа, который снабжают его не менее странными предметами. Очень укурная играбельная книжка, когда Владик проснулся утром и начал делать из лего сетку для волос великана, мне слегка поплохело, но потом я справилась, и мы создали за целый день прекрасный сиквел к Нурдквисту, который в полной мере оценят только те, кто читал саму книгу, потому что по бредовости он дает ей фору. В нашем сиквеле Владик-Минус сперва встретил ОДИН мухомор и сварил ему зелье из зеленых предметов, чтобы тот превратился обратно в ведьму, потом он встретил ДВУХ зайцев, у каждого зайца по два уха, на каждом ухе по две мухи, и сосчитал сколько всего было мух (пришлось нарисовать). Потом Миша уже хотел спать, поэтому я выдала Владику ТРИ коробки, которые спорили между собой, кто из них больше, и контейнер кубиков, чтобы выяснить, в какую коробку кубиков больше влезает. Пока Миша засыпал, Владик выяснял этот вопрос. Когда Миша заснул, мы кормили пирожными таратетриса - это ЧЕТЫРЕхголовое четырехрукое четырехногое существо из книги Нурдквиста. Таратетрису присылали пирожные в клеточку, на каждой клеточке был цветной кружок, и надо было чтобы каждой голове досталось одинаковое количество кружков каждого цвета. С пирожными по одному и два кружка Владик справился легко, три кружка в ряд тоже легко разрезал, а вот фигурки, где нужно было разрезать уголком, уже вызвали некоторое затруднение, первое такое задание он решил разрезав весь пирог на квадратики с одним кружком и выдав каждой голове по три таких отдельных квадрата, на второй раз додумался до уголка.
Потом Минус встретил ПЯТЕРЫХ джентльменов (которые в книжке подарили ему флажок), и джентльмены попросили его нарисовать флаг его страны - это Владик умеет. Потом мы нарезали еще полосок цветов триколора и стали составлять из него другие флаги. Тут я прокололась - нет страны, у которой флаг с красной полосой посередине! Ну мы составили четыре, которые есть, и я нарисовала Владику флаг Чехии тех же цветов - просто так :). Он решил побегать с чешским флагом и топотом разбудил Мишу, так что игру пришлось прервать. Когда Миша был принесен и утешен, я сделала подвижное задание - перейти болото-комнату, наступив ровно на ШЕСТЬ камней-кубиков. Потом на большой поляне нарисованных мной цветов нужно было выбрать СЕМЬ разных (в книжке их кладет под подушку девочка, чтобы увидеть во сне своего суженого). Потом Владик принес, как в книжке, ВОСЕМЬ животных, которые отвечали на разные вопросы. Дальше в книжке Минус встретил графа едущем на карете, запряженной ДЕВЯТЬЮ гусями, у нас карета сломалась, и Владик делал графу новую из конструктора (хотел сделать из девяти деталей, но не хватило). Тут мы вплотную приблизились к тому самому великану ДЕСЯТЬЮ карманами и с сеткой для волос, я выдохлась, а Владик объявил, что великаном будет футбольный мячик. Тогда я спросила из каких кусочков сшит мяч, и он долго искал на мяче шестиугольники. И вот такие длинные игры "про Минуса" Владик просит придумывать регулярно! А еще просит, чтобы я написала Свену Нурдквисту и попросила его написать новую книжку про минуса - причем предлагает очень реалистичные способы это сделать, "поискать в планшете" его адрес и отправить ему "самеску".
После фантазии Нурдквиста нам захотелось классики :). Периодически мне ее хочется, но издание Пушкина у нас неудачное, и у Владика он не шел. А тут я увидела
раскладушку с прологом к "Руслану и Людмиле" с симпатичными очень рисунками, и она у нас прочиталась хорошо.
Последняя книжка за месяц -
"Желуденок" Марины Аромштам, очень Владика затронувший. Первый раз он даже разревелся от того, что желудь потерял свою шапочку, и я некоторое время приводила его в чувство (и это ребенок спокойно читающий про срубание головы пауку в "Мухе-Цокотухе"!). Но потом Владик понял, что конец у сказки все-таки счастливый, и с удовольствием искал в парке желудят, нашел отдельную шапочку и примерял ее всем найденным :).
Очень странный месяц, жизнь наша совсем не такова, какой я ее когда-то себе представляла. Если оставить за скобками болезни, то раньше мы с Владиком много вели тот самый пресловутый "активный" во многом потому, что с ним всегда было легко подстраиваться под режимы и нужды людей, с которыми мы хотели общаться. Теперь людям приходится подстраиваться под нас, и слава Богу есть те, кто готов это делать, хотя требований у нас сейчас много. Миша спит дважды в день (по часу с небольшим в промежутке от 10.30 до 12 и с 15.30 до 17), и в это время нужна тишина. Выйти гулять, не включая в прогулку сон, довольно бессмысленно (на полчаса, мы одеваться-раздеваться дольше будем), а пока Мишка спит на прогулке, говорить особо не могу. С Владиком мы идем в тихое место в парке, где ему есть над чем зависнуть, и объясняемся при необходимости знаками. Ни о каких снах в транспорте или в коляске, как уже было у Владика в его возрасте, речи пока и быть не может. Я уже очень-очень-очень жду времени, когда снов станет наконец все-таки один, и, надеюсь, менее чуткий. Но главное - в борьбе за мишкин сон мы с Владиком не противники, а союзники, мы вместе стараемся сделать так, чтобы Мишка высыпался, вместе радуемся, когда у него получилось проспать долго и проснуться довольным. И вот это я считаю главным достижением нашего октября. Болезни и плохой сон - объективные факторы, от которых нам никуда не деться, но только от меня зависит как Владик будет вспоминать эти месяцы - как "время когда мама много нервничала и расстраивалась и ругалась, если я шумел" или как "время когда мы сидели дома и делали много всего интересного и учили Мишу спать".
И на этом я, наконец, закончу.